Новости

Общие требования по организация питания школьников

Гигиена детей и подростков
Питание является обязательным условием существования человека, основой физиологических процессов, протекающих в организме здоровья, долголетия и работоспособности. Пища для человека служит естественным источником энергии, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов.
Своевременное насыщение детского организма достаточным количеством витаминов и микроэлементов является залогом здорового развития растущего ребенка. Так как основную часть дня дети проводят в школах, то вопросы по организации питания в школьной столовой являются одними из наиболее актуальных.
Здоровое питание предусматривает первый прием пищи школьникам дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса. Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены получают завтрак во вторую или третью перемены. Завтрак должен состоять из: горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи. Завтрак для обучающихся 1–4 классов должен содержать 12–16 г белка, 12–16 г жира и 48–60 г углеводов, для обучающихся старших классов – 15–20 г белка, 15–20 г жира и 60–80 г углеводов. Ассортимент продуктов и блюд завтрака должен быть разнообразным и может включать: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты (в том числе сыр, сливочное масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные, отварные), макаронные изделия и напитки.
Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом. Не допускается замена обеда завтраком.
Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Обед в зависимости от возраста обучающегося, должен содержать 20–25 г белка, 20–25 г жира и 80–100 г углеводов. Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно. Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития. Меню обеда должно быть составлено с учетом получаемого школьного завтрака. Если на завтрак выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка, макаронные изделия и др.), то на обед мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром (картофель отварной, пюре, капуста тушеная, овощное рагу и др.).
Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать: продукты повышенной пищевой ценности, в т.ч. обогащенные продукты (макро–микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами); пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли.
Содержание соли на каждый прием пищи не рекомендуется превышать 1 грамм на человека.
При разработке меню рекомендуется руководствоваться следующим: включать блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки.
Наименования блюд и кулинарных изделий в меню должны соответствовать их наименованиям, указанным в используемых сборниках рецептур.
Изготовление готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых указывается рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий.
В меню не допускается включать повторно одни и те же блюда в течение одного дня и двух последующих дней.
При составлении меню (завтраков, обедов, полдников, ужинов) рекомендуется использовать среднесуточные наборы продуктов.
Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам (классам) обучающихся. На основе предлагаемых вариантов меню могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных, национальных и других особенностей при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.
Для обучающихся, нуждающихся в лечебном питании, разрабатывается отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии.
В случаях нарушения графика подвоза, отсутствие необходимого запаса продуктов может проводиться замена блюд. Заменяемые продукты (блюда) должны быть аналогичны заменяемому продукту (блюду) по пищевым и биологически активным веществам.
Разрабатываемое для обучающихся 1–4 классов меню должно отвечать следующим рекомендациям: энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 400–550 ккал (20–25% от суточной калорийности), обеда 600–750 ккал (30–35%).
Полноценное и правильно организованное питание школьника – залог его успешной учебы и хорошего самочувствия.