Новости

Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Гигиена детей и подростков
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 августа 2023 года утверждены методические рекомендации № МР 2.4.0330-23 по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Данный документ введен впервые и содержит комплекс предложений по созданию условий для внедрения цифровой образовательной среды для детей и молодежи, осваивающих образовательные программы дошкольного (для детей 5 лет и старше), начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и дополнительного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом санитарно-эпидемиологических требований.
В целях обеспечения безопасных условий образовательной деятельности электронные средства обучения необходимо использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации, техническим паспортом и при наличии документов, подтверждающих их соответствие требованиям безопасности.
Детей следует рассаживать в учебном помещении относительно электронных средств обучения коллективного использования (интерактивные доски или панели) с учетом зонирования помещения по комфорту зрительного восприятия визуальной информации и состояния органа зрения обучающегося.
При реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе, при выполнении домашних заданий, проектной деятельности, обучающимся рекомендуется использовать персональный компьютер. При использовании ноутбука рекомендуется устанавливать его на подставку, которая обеспечит размещение монитора на уровне глаз, или подключать к ноутбуку дополнительный монитор и использовать дополнительную клавиатуру. С целью обеспечения удобочитаемости рекомендуется использовать монитор с диагональю 21 - 24 дюйма.
Обратите внимание, что мобильные средства связи не используются для образовательных целей.
Даны рекомендации по правильному подбору мебели для оборудования места обучающегося при работе с электронными средствами обучения индивидуального использования.
Для оборудования рабочего места обучающегося при работе с электронными средствами обучения индивидуального использования рекомендуется использовать стол с глубиной столешницы не менее 75 см. Правильно подобранный с учетом роста обучающегося стул (кресло) обеспечивает следующие условия:
- ноги свободно размещаются под столом;
- стопы имеют опору на полу или на подставке для ног;
- коленные суставы согнуты под углом не менее 90°.
Рекомендуется использовать стул (кресло), спинка которого имеет поясничный упор.
При использовании клавиатуры и мыши локти обучающегося размещаются на столе полностью, кисти рук на клавиатуре или мыши находятся в положении, близком к горизонтальному или немного ниже горизонтали. Использование "ножек" на клавиатуре для увеличения угла наклона не рекомендуется. При подкладывании валиков под запястье обучающегося - их размещают ближе к клавиатуре. При использовании подлокотников рекомендуется регулировать их высоту так, чтобы они размещались на одном уровне со столешницей и не мешали движениям рук.
Оптимальная зрительная дистанция до экрана персонального компьютера или ноутбука составляет 60 - 70 см, но не менее 50 см. Верхний край монитора рекомендуется размещать на уровне глаз, чтобы исключить запрокидывание или чрезмерный наклон головы. Монитор рекомендуется наклонять на 10 - 20° назад (в зависимости от высоты монитора), чтобы обеспечить одинаковое расстояния от глаз до верхнего и нижнего края монитора.
При реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режим учебного дня обучающихся, в том числе, во время учебных занятий, рекомендуется включать различные формы двигательной активности.
Отдельной главой в документе выделены рекомендации по организации занятий у обучающихся при реализации дистанционных образовательных технологий в домашних условиях. В частности, рекомендуется рабочее место обучающегося размещать таким образом, чтобы естественный свет падал слева, а для леворуких детей – справа, обучающийся не сидел лицом или спиной к оконному проему. Рабочее место рекомендуется обеспечивать местным источником света, который располагают слева, для леворуких детей - справа. Мебель для рабочего места обучающегося подбирается с учетом обеспечения правильного положения тела при работе, исключая сдавливание туловища или конечностей, необходимость тянуться к экрану монитора, запрокидывать голову, рекомендуется использовать столы с регулируемой по высоте столешницей. Не рекомендуется работать с ноутбуком или планшетом на коленях, в руках или лежа, а также пользоваться ноутбуком и планшетом во время зарядки аккумулятора.
С целью снижения риска нарушений зрения, осанки, появления избыточной массы тела и (или) развития ожирения, нарушений сна, агрессивного поведения и интернет-зависимости у обучающегося рекомендуется сокращать время пользования устройствами, оснащенными экраном (далее - экранное время) (не более 2-х часов в день).
Соблюдение рекомендаций и формирование у обучающихся навыков безвредного для здоровья использования электронных средств обучения (продолжительность занятий, рациональная организация рабочего места, достаточная освещенность, проведение гимнастики для глаз и физкультурных минуток) позволит сохранить здоровье детей и минимизировать риски при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.