Новости

О профилактических визитах Роспотребнадзора: основания и порядок проведения

Санитарная энциклопедия для бизнеса
С 1 июля 2021 года в России действует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Закона № 248-ФЗ одним из принципов государственного контроля (надзора) является принцип стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований (ст. 8), согласно которому, приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба).
Профилактические мероприятия направлены на повышение информированности предпринимательского сообщества о способах соблюдения обязательных требований законодательства, а также устранение условий, причин и факторов, способных привести к их нарушению. Одним из видов профилактических мероприятий, согласно ч. 1 ст.45 Федерального закона № 248-ФЗ, является профилактический визит.
Конкретного определения этому мероприятию не дано, но исходя из смысла статьи 52 ФЗ № 248-ФЗ, профилактический визит — это профилактическое мероприятие, проводимое в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи.
В соответствии со статьей 44 Закона № 248-ФЗ и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 г. № 990), Роспотребнадзором разработаны Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) на 2022 год;
- в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, на 2022 год.
Программой по контролю в области защиты прав потребителей утвержден Перечень контролируемых лиц, в отношении которых будет проводиться профилактический визит в 2022 году. С Перечнем можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора. Данный перечень не является исчерпывающим, так как контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.

Требования к проведению профилактического визита

Основные требования к проведению профилактического визита установлены в ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ, а согласно ч. 7 данной статьи, порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита устанавливаются положением о виде контроля. В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека действуют Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1100, и Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1005.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении:
1) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности,
2) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
О проведении профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
При этом контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольно-надзорный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Если сфера деятельности субъекта предпринимательства касается вопросов соблюдения норм санитарно-эпидемиологического законодательства, то обязательный профилактический визит проводится только по месту фактического осуществления контролируемым лицом деятельности (п. 60 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1100). В случае, если сфера деятельности связана с продажей товаров, оказанием услуг (выполнением работ), мероприятие может проходить, как в дистанционном, так и очном формате.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Также, в ходе профилактического визита может осуществляться консультирование и сбор сведений, необходимых для отнесения объектов к категориям риска. Срок проведения обязательного профилактического визита не превышает один рабочий день.
При проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Однако, в случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ № 248 сведения о проведении профилактического визита должны быть учтены в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ЕРКНМ). Оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства от 16.04.2021г № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий…» контрольный (надзорный) орган вносит сведения о результатах профилактического визита в течение рабочего дня с момента проведения.
Следует отметить, что в Саратовской области профилактический визит в рамках государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и контроля (надзора) в области защиты прав потребителей осуществляют управление Роспотребнадзора по Саратовской области и его территориальные отделы, а также ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» и его филиалы (последний - за исключением профилактического визита по санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) на объекты контроля, отнесенные к категориям чрезвычайно-высокого и высокого риска – п. 61 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1100).
Так, руководствуясь утвержденной Приказом руководителя Роспотребнадзора от 17.12.2021 г. № 787 «Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022г» программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей на 2022 год, консультационным центром и пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области по поручению управления Роспотребнадзора по Саратовской области» за 1 квартал 2022 года проведено 55 профилактических визитов по вопросам защиты прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг. В ходе профилактических бесед специалисты ФБУЗ консультируют о соответствующих правилах оказания услуг, продажи товаров; требованиях законодательства, неисполнение которых влечет ответственность контролируемого лица; о контрольных мероприятиях, проводимых в отношении объекта контроля, учитывая его категорию риска; об ответственности перед потребителями в случае оказания некачественных услуг, продажи некачественных товаров; особенностях досудебного и судебного урегулирования споров.