Здоровье населения

Блокировка сайтов, предлагающих дистанционную торговлю табачной продукцией, станет более эффективной

На рассмотрении Государственной думы находится законопроект о внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предлагающий блокировку сайтов, с помощью которых осуществляется дистанционная торговля табачной продукцией.
Пункт 5 части 1 статью 10.6. «Особенности распространения информации в социальных сетях» предлагается дополнить еще одним пунктом, согласно которому Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в т.ч., информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции и (или) никотинсодержащей продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
А пункт 1 части 5 статьи 15.1 предлагается дополнить подпунктом, согласно которому в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", следует включать также те, которые содержат, в том числе, информацию, содержащую предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции и (или) никотинсодержащей продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Владелец сайта должен сразу удалить страницу, если получил от провайдера хостинга уведомление о включении доменного имени или указателя страницы сайта в реестр.
Также владельцев соцсетей хотят обязать выявлять такие предложения о продаже и немедленно ограничивать доступ к ним.
Подобный законопроект обусловлен тем, что интернет-сайты, социальные сети и сервисы обмена мгновенными сообщениями стали одним из крупнейших и быстро растущих каналов распространения контрафактной и контрабандой табачной и никотинсодержащей продукции. Проблема с онлайн торговлей сигаретами и никотинсодержащей продукцией носит системный характер и достигла широких масштабов.
Аналогичные нормы, реализованные в Федеральном законе № 149-ФЗ в отношении алкогольной продукции, также запрещенной к розничной торговле дистанционным способом, показали свою эффективность, в частности, в пресечении и предотвращении торговли через маркет-плейсы.
Авторы законопроекта считают, что этот способ блокировки информации более эффективен по сравнению с действующим. Сейчас приходится обращаться в суд. Так, по результатам выявленных территориальными органами Роспотребнадзора в 2023 году нарушений, связанных с распространением в сети «Интернет» информации о дистанционном способе продажи табачной и никотинсодержащей продукции, было подано 2389 (+221% за 2023г) исковых заявлений в суд в целях блокировки сайтов, предлагающих в розничной продаже табачную продукцию, включая насвай, табак сосательный (снюс), пищевую никотинсодержащую продукцию, предназначенную для жевания, сосания, нюханья, из которых в 1864 (+202% за 2023 год) случаях судом были приняты решения о запрещении распространения соответствующей информации, а 203 (165% за 2023 год) «торговые площадки» прекратили свою деятельность самостоятельно.
Вместе с тем, авторы законопроекта отмечают, что указанный механизм блокировки запрещенной информации в сети «Интернет» не является эффективным из-за значительных ресурсных и временных затрат, связанных с блокировкой сайтов, который происходит только после судебного разбирательства, длящегося от 60 дней до полугода.
"Антитабачные" меры