Новости

Тонкости маркировки и понятие фальсификации в законе о виноградарстве и виноделии в Российской Федерации

Гигиена питания
С 27 июня 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации».
Впервые такой документ был принят в России в апреле 1914 г., благодаря усилиям предпринимателя и винодела Голицына Л.С., и подписан императором. Вина князя Голицына получили мировое признание и были удостоены многих наград и золотых медалей.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между организациями, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области виноградарства и виноделия.
В данном документе особое внимание уделяется качеству сырья; разрешенным и запрещенным технологическим приемам его обработки; определены сырье и материалы, разрешенные к применению при производстве вина; а также особенности маркировки и розничной продажи винодельческой продукции. Законом вводится национальная система защиты вина по географическому указанию и наименованию места происхождения, определен порядок государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области виноградарства и виноделия.
Федеральным законом даны определения основным понятиям. Так, «вином» будет обозначаться винодельческая продукция с содержанием этилового спирта от 7,5% до 18%, которую изготовили исключительно брожением свежего винограда или виноградного сусла, разрешенного к розничной продаже в России. Российским можно будет называть только вино, произведенное из винограда, выращенного на территории страны.
Согласно статье 26 данного закона, производителями и лицами, осуществляющими розничную продажу винодельческой продукции, должно быть обеспечено доведение до сведения потребителя информации о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда, используемого при производстве реализуемой винодельческой продукции, независимо от места ее производства. На этикетке и в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, использование слова «вино» и производных от него слов и словосочетаний не допускается.
Также, на этикетке виноградосодержащих алкогольных напитков, фактическое объемное содержание этилового спирта, в которых не превышает 22 процента, указывается информация о том, что данная алкогольная продукция не является вином путем размещения надписи «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ». Площадь части этикетки, предназначенная для размещения указанной информации, должна составлять не менее одной пятой от общей площади этикетки. При розничной продаже размещение (выкладка) таких напитков осуществляется отдельно от вина, крепленого вина, игристого вина и сопровождается информационной надписью: «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ».
В наименовании «игристого вина», произведенного на территории Российской Федерации из выращенного на территории РФ винограда на этикетке допускается указывать наименование «российское шампанское».
Российские вина защищенных наименований.
Российскими винами защищенных наименований, в рамках российской национальной системы защиты вина по географическому указанию и наименованию места происхождения, являются вина с защищенным географическим указанием и вина с защищенным наименованием места происхождения.
Статьей 32 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 468-ФЗ определены особенности маркировки и розничной продажи российских вин защищенного наименования, а также, вин, крепленых вин, игристых вин, полностью произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации. Производители российских вин защищенного наименования вправе указывать на этикетке винодельческой продукции, вина географические наименования виноградо-винодельческой зоны, района и слова, производные от этих наименований. При розничной продаже российских вин защищенного наименования, полностью (на 100 процентов) произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, в месте продажи их размещение (выкладка) должно сопровождаться надписью: «ВИНО РОССИИ».
Законом устанавливаются определения фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной продукции. Напитки, сопровождающиеся ложной или неточной информацией относительно состава, свойств, качеств, происхождения или производителя,  будут считаться фальсификатом и запрещаться.
Закон о виноделии станет базовым для отрасли. Он будет защищать население от контрафактной продукции. Покупатель, подойдя к полке с надписью «Вино России», сможет приобрести отечественный продукт наивысшего качества, изготовленный из высококачественного отечественного сырья. Так же, закон позволит снизить количество алкогольной продукции, произведенной из дешевого некачественного виноматериала.