Здоровье детей рассматривается как важнейшая составляющая санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Доказано, что среди отклонений в состоянии здоровья детей, выявляемых при профилактических осмотрах, нарушения осанки стоят на первом месте. Поэтому очень важно сохранить и сформировать правильную осанку у ребёнка с ранних лет.
Так как дети в школе проводят за партами от 4-7 часов и более, необходимо правильно организовывать рабочие места учеников.
Основные требования, предъявляемые к школьной мебели, изложены в санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и Техническом регламенте Таможенного Союза «О безопасности мебельной продукции» ТР ТС 025/2012.
Одним из основных требований является соответствие размеров ученической мебели длине тела и пропорции ребёнка. В связи с этим, в классном журнале оформляется лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения о его антропометрических данных, группе здоровья, медицинской группе для занятий физической культурой, номере необходимой учебной мебели, а также медицинские рекомендации. Школьная мебель имеет различные размеры, которые зависят от показателей длины тела ребёнка. Не соответствие столов и стульев росту учащихся может способствовать развитию патологии опорно-двигательного аппарата. Мебель для учебных заведений (парты, столы и стулья) обеспечивается цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой (для учащихся школ выпускается школьная мебель 6 групп). Цветовая маркировка наносится на боковую наружную поверхность стола и стула. На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев для учебных заведений должна быть нанесена цветовая маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм, или горизонтальной полосы размером не менее 10 x 15 мм следующих цветов в зависимости от ростовых номеров изделия мебели Способ нанесения цветной маркировки должен обеспечивать ее длительную сохранность. Допускается нанесение цветной маркировки, выполненной печатным способом с самоклеящейся основой.
Так как дети в школе проводят за партами от 4-7 часов и более, необходимо правильно организовывать рабочие места учеников.
Основные требования, предъявляемые к школьной мебели, изложены в санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и Техническом регламенте Таможенного Союза «О безопасности мебельной продукции» ТР ТС 025/2012.
Одним из основных требований является соответствие размеров ученической мебели длине тела и пропорции ребёнка. В связи с этим, в классном журнале оформляется лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения о его антропометрических данных, группе здоровья, медицинской группе для занятий физической культурой, номере необходимой учебной мебели, а также медицинские рекомендации. Школьная мебель имеет различные размеры, которые зависят от показателей длины тела ребёнка. Не соответствие столов и стульев росту учащихся может способствовать развитию патологии опорно-двигательного аппарата. Мебель для учебных заведений (парты, столы и стулья) обеспечивается цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой (для учащихся школ выпускается школьная мебель 6 групп). Цветовая маркировка наносится на боковую наружную поверхность стола и стула. На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев для учебных заведений должна быть нанесена цветовая маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм, или горизонтальной полосы размером не менее 10 x 15 мм следующих цветов в зависимости от ростовых номеров изделия мебели Способ нанесения цветной маркировки должен обеспечивать ее длительную сохранность. Допускается нанесение цветной маркировки, выполненной печатным способом с самоклеящейся основой.

Парты должны расставляться в следующем порядке: меньшие по размеру - ближе к доске, большие по размеру - дальше от доски.
Допускается использование многофункциональной (трансформируемой) мебели.
В учебных помещениях табуретки и скамейки вместо стульев использоваться не должны. Вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям TP ТС 025/2012.
Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в школах, вопросами подборки мебели, маркировки, рассаживанием детей за ученическими столами, партами в соответствии с их ростом, состоянием зрения, слуха учащихся, правильной посадкой во время занятий должны следить медработники и педагоги. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.
Для формирования правильной осанки у ребенка необходимо:
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий, как в образовательной организации, так и дома при выполнении домашних заданий.
Стол и стул, за которыми сидит ребенок дома, должны также соответствовать ростовым особенностям детей и требованиям эргономики, быть безвредными для здоровья.
Таким образом, формирование осанки – сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода закрепления двигательно-статистических навыков.
Допускается использование многофункциональной (трансформируемой) мебели.
В учебных помещениях табуретки и скамейки вместо стульев использоваться не должны. Вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям TP ТС 025/2012.
Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в школах, вопросами подборки мебели, маркировки, рассаживанием детей за ученическими столами, партами в соответствии с их ростом, состоянием зрения, слуха учащихся, правильной посадкой во время занятий должны следить медработники и педагоги. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.
Для формирования правильной осанки у ребенка необходимо:
- обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом;
- приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, плечи должны быть расположены на прямой горизонтальной линии, расстояние от груди до парты: равно раскрытой ладони, руки должны лежать на столе, согнутые в локтях, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 градусов, ступни опираться на пол.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий, как в образовательной организации, так и дома при выполнении домашних заданий.
Стол и стул, за которыми сидит ребенок дома, должны также соответствовать ростовым особенностям детей и требованиям эргономики, быть безвредными для здоровья.
Таким образом, формирование осанки – сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода закрепления двигательно-статистических навыков.