Новости

Профилактика нарушений осанки у детей

Гигиена детей и подростков
Здоровье детей рассматривается как важнейшая составляющая санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Доказано, что среди отклонений в состоянии здоровья детей, выявляемых при профилактических осмотрах, нарушения осанки стоят на первом месте. Поэтому очень важно сохранить и сформировать правильную осанку у ребёнка с ранних лет.
Так как дети в школе проводят за партами от 4-7 часов и более, необходимо правильно организовывать рабочие места учеников.
Основные требования, предъявляемые к школьной мебели, изложены в санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и Техническом регламенте Таможенного Союза «О безопасности мебельной продукции» ТР ТС 025/2012.
Одним из основных требований является соответствие размеров ученической мебели длине тела и пропорции ребёнка. В связи с этим, в классном журнале оформляется лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения о его антропометрических данных, группе здоровья, медицинской группе для занятий физической культурой, номере необходимой учебной мебели, а также медицинские рекомендации. Школьная мебель имеет различные размеры, которые зависят от показателей длины тела ребёнка. Не соответствие столов и стульев росту учащихся может способствовать развитию патологии опорно-двигательного аппарата. Мебель для учебных заведений (парты, столы и стулья) обеспечивается цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой (для учащихся школ выпускается школьная мебель 6 групп). Цветовая маркировка наносится на боковую наружную поверхность стола и стула. На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев для учебных заведений должна быть нанесена цветовая маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм, или горизонтальной полосы размером не менее 10 x 15 мм следующих цветов в зависимости от ростовых номеров изделия мебели Способ нанесения цветной маркировки должен обеспечивать ее длительную сохранность. Допускается нанесение цветной маркировки, выполненной печатным способом с самоклеящейся основой.
Парты должны расставляться в следующем порядке: меньшие по размеру - ближе к доске, большие по размеру - дальше от доски.
Допускается использование многофункциональной (трансформируемой) мебели.
В учебных помещениях табуретки и скамейки вместо стульев использоваться не должны. Вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям TP ТС 025/2012.
Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в школах, вопросами подборки мебели, маркировки, рассаживанием детей за ученическими столами, партами в соответствии с их ростом, состоянием зрения, слуха учащихся, правильной посадкой во время занятий должны следить медработники и педагоги. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.
Для формирования правильной осанки у ребенка необходимо:
  • обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом;
  • приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, плечи должны быть расположены на прямой горизонтальной линии, расстояние от груди до парты: равно раскрытой ладони, руки должны лежать на столе, согнутые в локтях, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 градусов, ступни опираться на пол.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения. Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с туловища и другие, прописаны в Методических рекомендациях МР 2.4.0242-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий, как в образовательной организации, так и дома при выполнении домашних заданий.
Стол и стул, за которыми сидит ребенок дома, должны также соответствовать ростовым особенностям детей и требованиям эргономики, быть безвредными для здоровья.
Таким образом, формирование осанки – сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода закрепления двигательно-статистических навыков.