Новости

Рекомендации по режиму дня для школьников

Гигиена детей и подростков

Начало учебного года - серьезный и ответственный период как для самого школьника, так и для его родителей. Правильно организованный режим дня, основанный на рациональном распределении времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток, важен не только для учащихся младших классов, а также и для старшеклассников. Соблюдение режима дня позволит ребенку успешно влиться в учебный процесс, благотворно скажется на состоянии здоровья и физическом развитии, обеспечит высокую работоспособность и успеваемость в школе.
Основное влияние на состояние здоровья школьника оказывают режим питания, качество и количество сна, двигательная активность (подвижные игры и прогулки на свежем воздухе), наличие правильно организованного рабочего места.

Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только то, что и сколько ест ребенок, но и в какое время и как часто. Для школьников требуется 5 приемов пищи в сутки с интервалом 4-5 часов в зависимости от нагрузки. Первый завтрак - дома в 7.30 – 8.00 часов; второй завтрак - в школе в 11.00 – 11.30 часов; обед - в школе в 12:30 - 13:00 часов или дома в 14.00 – 14.30 часов; полдник — в 16.30 – 17.00 часов; ужин - в 19.00 – 19.30 часов. Питание детей должно наиболее полно удовлетворять физиологическим потребностям растущего организма.  Потребность в калориях детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет) составляет 2400 ккал, дети в возрасте 11–13 лет должны получать 2850 ккал в сутки, а подростки (14–17 лет) – 3150 ккал.

Здоровый сон. Школьникам старших классов показано увеличивать обычную продолжительность сна (примерно на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при иной напряжённой умственной деятельности.
Для преодоления проблем с засыпанием следует учесть некоторые условия: ложиться спать и вставать в одно и то же время, не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна; после 19.00 часов ограничить эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов); сформировать собственные полезные привычки: вечерний душ или ванна, прогулка, чтение; кровать у ребёнка должна быть ровной, с невысокой подушкой. Примерные нормы ночного сна для школьников: 1–4 классы 10–10,5 час., 5–7 классы 10,5 час, 6–9 классы 9–9,5 час, 10–11 классы 8–9 час.

Двигательная активность и прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, ловкости. Подвижные игры укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают в процессе адаптации в коллективе сверстников.
Правильно организованное рабочее место школьника влияет на его успеваемость и здоровье. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок - левша, то наоборот), аналогично должно быть полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк или абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опираясь локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Правильно подобранная мебель - один из важных факторов предупреждения нарушений осанки у ребенка. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2-х раз в год.
Немаловажную роль играет и соблюдение временного режима работы школьника с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных электронных средств обучения является неотъемлемой частью учебного процесса. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать: для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут; компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут. При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.
Правильно организованный режим дня школьника позволяет укрепить и сохранить здоровье, повысить эффективность обучения и создать позитивное настроение.