Новости

О работе итогового совещания Комитета Международных медико-санитарных правил (2005 г.) по чрезвычайной ситуации в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19)

Эпидемиология
На официальном сайте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) размещена информация о прошедшем в апреле 2022 года в г. Женеве (Швейцария) одиннадцатом совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванное Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) (ММСП) в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19).
Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) привлек внимание к недавно опубликованному обновленному «Стратегическому плану обеспечения общей и оперативной готовности и принятия мер реагирования в связи с COVID-19», в котором представлен перечень действий, реализация которых позволит в 2022 г. ликвидировать чрезвычайную ситуацию, связанную с COVID-19, и подготовиться к будущим чрезвычайным ситуациям такого рода.
В ходе заседания Комитета были рассмотрены следующие вопросы:
• глобальная эпидемиологическая ситуация и факторы, которые продолжают способствовать распространению вируса;
• обновленная информация о ситуации в области международного пассажирского сообщения и о сертификатах о прохождении вакцинации или тестирования на COVID-19;
• положение дел с вакцинацией против COVID-19; и
• стратегические задачи, которые странам следует ставить в рамках реагирования на COVID 19.
Комитет отметил, что SARS-CoV-2 является новым респираторным патогеном, который еще не занял окончательную экологическую нишу. Эволюция вируса SARS-CoV-2 остается непредсказуемой, что усугубляется его широкой циркуляцией и интенсивным распространением среди людей, а также многочисленными фактами его интродукции в популяции ряда видов животных, что создает потенциал для возникновения резервуаров инфекции в животном мире. Для SARS COV 2 по-прежнему характерны высокая заболеваемость и смертность, особенно среди уязвимых групп населения.

Комитет подчеркнул важность сохранения противоэпидемических мер и ограничений, направленных на защиту уязвимых групп населения, а также сохранения возможностей для расширения этих мер и ограничений в случае изменения эпидемиологической обстановки. Государствам-участникам рекомендуется регулярно корректировать свои противоэпидемические стратегии путем мониторинга эпидемиологической обстановки (в том числе посредством экспресс-тестирования), анализа факторов уязвимости, в том числе возможностей своих систем здравоохранения, и оценки соблюдения и эффективности отдельных противоэпидемических мер и их комбинаций.

Комитет признал, что вакцинация против COVID-19 является одним из главных средств снижения заболеваемости и смертности и вновь подчеркнул ее важность (первичной серии прививок и бустерных доз, в том числе в рамках комбинированных курсов с использованием нескольких вакцин). Комитет выразил признательность ВОЗ и партнерам за их работу по улучшению глобальной ситуации со снабжением и распределением вакцин. Члены Комитета отметили проблемы, связанные с недостаточным уровнем обусловленного вакцинацией иммунитета, особенно в странах с низким уровнем дохода, а также с постепенным ослаблением коллективного иммунитета. Согласно положениям дорожной карты, подготовленной СКГЭ, в приоритетном порядке вакцинации подлежат представители групп высокого риска, таких как медицинские работники, пожилые люди, лица с ослабленным иммунитетом, беженцы и мигранты. Для повышения охвата вакцинацией государствам-участникам рекомендуется устранять факторы, препятствующие проведению вакцинации на национальном и субнациональном уровнях, и принять меры для того, чтобы мероприятия в отношении COVID-19 были согласованы с деятельностью в области иммунизации и первичной медико-санитарной помощи и укрепляли ее.

Кроме того, Комитет отметил, что ВОЗ следует продолжать предоставлять государствам-участникам рекомендации, услуги в области обучения и методические пособия для помощи в планировании действий по восстановлению после пандемии COVID-19 и подготовке планов по обеспечению готовности к пандемиям респираторных заболеваний в будущем.
Члены Комитета единодушно согласились с тем, что пандемия COVID-19 по-прежнему представляет собой событие чрезвычайного характера, оказывающее неблагоприятное воздействие на здоровье населения во всем мире, по-прежнему сопровождается риском международного распространения инфекции и нарушения международного сообщения и требует скоординированных международных ответных мер.
Были приняты следующие рекомендации:
1. Укреплять национальные меры реагирования на пандемию COVID-19 посредством обновления национальных планов обеспечения готовности и реагирования в соответствии с приоритетами и потенциальными сценариями, изложенными в опубликованном ВОЗ в 2022 г. Стратегическом плане обеспечения готовности и реагирования (СПГР). Государствам-участникам следует вести аналитическую работу (например, оперативные и ретроспективные обзоры) для сбора информации, необходимой для разработки текущих и будущих мер в области реагирования и обеспечения готовности. Стратегический план обеспечения готовности и реагирования (СПГР).
2. Обеспечить достижение национальных целевых показателей в области вакцинации против COVID-19 в соответствии с глобальными рекомендациями ВОЗ (вакцинировать к началу июля 2022 г. 70% населения во всех странах). Государствам-участникам настоятельно рекомендуется поддержать глобальные усилия по обеспечению справедливого доступа к вакцинам и уделять первоочередное внимание первичной и бустерной вакцинации групп высокого риска. К этим группам населения относятся медицинские работники, пожилые люди, лица с хроническими заболеваниями, пациенты с ослабленным иммунитетом, беженцы, мигранты, лица, живущих в условиях нестабильности, а также люди с недостаточным доступом к лечению.

3. Продолжать применять основанные на научных данных и оценке риска противоэпидемические меры и ограничения.
Государства-участники должны быть готовы к оперативному наращиванию противоэпидемических мер и ограничений в ответ на изменения характеристик вируса и уровня иммунитета населения, если рост числа госпитализаций, поступлений в реанимацию и смертельных случаев, вызванных COVID-19, поставит под угрозу потенциал системы здравоохранения. Государствам-участникам рекомендуется продолжать основанное на оценке риска применение базовых противоэпидемических мер и ограничений (таких как ношение масок, самоизоляция на дому в случае болезни, частое мытье рук и улучшение вентиляции помещений даже в периоды низкого уровня циркуляции SARS-CoV-2).

4. В отношении массовых мероприятий придерживаться подхода, основанного на анализе рисков, путем оценки рисков, их коррекции и информирования о них.
Признавая существование различных мотивов проведения массовых мероприятий и разного понимания допустимого уровня риска в контексте массовых мероприятий, крайне важно при оценке риска и планировании таких мероприятий, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, учитывать особенности эпидемиологической обстановки (в том числе распространенность вариантов, вызывающих обеспокоенность, и интенсивность передачи инфекции), возможности для ведения эпиднадзора, выявления контактов и тестирования, а также степень соблюдения противоэпидемического режима

5. Скорректировать деятельность по эпиднадзору за COVID-19 и сосредоточить ее на анализе бремени и воздействии пандемии и создавать условия для устойчивой интеграции этой деятельности с другими системами эпиднадзора.
Государствам-участникам следует отслеживать показатели бремени COVID-19 (таких как число госпитализированных пациентов, число пациентов в реанимации, число случаев смерти от COVID-19) и публиковать эту информацию в открытом доступе. Государствам-участникам следует придать интегрированный характер эпиднадзору за респираторными заболеваниями путем использования и укрепления Глобальной системы по эпиднадзору за гриппом и принятию ответных мер (ГСЭГО). Государствам-участникам следует настоятельно рекомендовать: 1) придерживаться репрезентативных стратегий тестирования; 2) сосредоточиться на раннем оповещении и мониторинге тенденций, например посредством анализа сточных вод в рамках эпиднадзора; 3) вести мониторинг тяжести заболевания среди представителей уязвимых групп населения; и 4) развивать геномный эпиднадзор для выявления потенциальных новых вариантов и мониторинга эволюции SARS-COV-2.

6. Обеспечить предоставление основных услуг здравоохранения, социальных услуг и услуг в сфере образования.
Государствам-участникам следует расширять доступ к здравоохранению, в том числе путем восстановления объемов оказания медицинских услуг всех уровней и укрепления систем социальной поддержки, в интересах преодоления негативного воздействия пандемии, особенно на детей и молодых взрослых. В этом контексте государствам-участникам следует поддерживать непрерывное оказание услуг в сфере образования посредством обеспечения нормального функционирования школ в режиме очного обучения. Кроме того, в приоритетном порядке следует обеспечить оказание основных медицинских услуг, включая вакцинацию против COVID-19, мигрантам и представителям других уязвимых групп населения.

7. Отменить запреты на международное пассажирское сообщение и продолжать корректировать меры в отношении международного пассажирского сообщения на основе оценки риска.
Тот факт, что запреты на пассажирское сообщение, введенные после выявления и регистрации варианта «омикрон», не позволили сдержать международное распространение этого варианта, свидетельствует о том, что такие меры в конечном счете неэффективны. Меры в отношении пассажирского сообщения (таких как вакцинация, скрининг, в том числе путем тестирования, изоляция/карантин пассажиров) следует вводить на основе оценки риска, и, согласно положениям статьи 40 ММСП, такие меры не должны создавать финансовой нагрузки на лиц, совершающих международные поездки.

8. Не требовать от лиц, совершающих международные поездки, предъявления доказательств вакцинации против COVID-19 в качестве единственного варианта или условия совершения международных поездок.
В контексте содействия упрощению международных поездок государствам-участникам следует придерживаться подхода, основанного на оценке риска.

9. Устранять недостатки в информировании о рисках и работе с населением, упредительно противодействовать распространению ложной информации и дезинформации и привлекать население к принятию решений.
Для восстановления доверия населения и преодоления усталости от пандемии государствам-участникам следует вести понятную и прозрачную коммуникацию, касающуюся изменений в стратегии реагирования.

10.Оказывать поддержку своевременному внедрению рекомендованных ВОЗ лекарственных средств.
Следует поощрять и поддерживать местное производство лекарственных средств и передачу технологий, поскольку повышение объемов производства лекарственных препаратов может способствовать достижению равноправного доступа к терапевтическим средствам во всем мире. Государствам-участникам следует обеспечить доступ уязвимых групп населения, особенно людей с ослабленным иммунитетом, к лекарственным средствам против COVID-19, поскольку это может способствовать снижению вероятности появления новых вариантов вируса.

11. Проводить эпидемиологические расследования случаев передачи вируса SARS-CoV-2 с преодолением межвидового барьера между человеком и животными и осуществлять целенаправленный эпиднадзор на предмет обнаружения возможных хозяев и резервуаров инфекции в животном мире.
При проведении эпидемиологических расследований в отношении случаев преодоления вирусом межвидового барьера между человеком и животными следует придерживаться концепции «Единое здоровье» и привлекать к этому процессу все соответствующие заинтересованные стороны, включая национальные ветеринарные службы, органы охраны дикой природы, службы общественного здравоохранения и сектор охраны окружающей среды. Для содействия международной прозрачности и в соответствии с международными обязательствами по предоставлению информации результаты совместных расследований следует публиковать в открытом доступе.