Бег вдоль транспортных магистралей

Нередко можно наблюдать такую картину: вдоль оживленных транспортных  магистралей трусцой совершают пробежку желающие поддержать или поправить своё здоровье. Час пик, на дорогах пробки. Автотранспорт движется медленно, бесконечно совершая поступательные движения - тормоз-газ-тормоз-газ - и выбрасывая при этом максимально возможное количество выхлопных газов.

А выхлопные газы автотранспорта содержат большое количество различных химических соединений - продуктов полного и неполного сгорания топлива. Среди этих соединений особый интерес, с гигиенической точки зрения, представляют: окись углерода, окислы азота, углеводороды, альдегиды, сажа, аэрозоль свинца.  Загрязнение воздуха углеводородами происходит за счёт двигателей внутреннего сгорания, в связи с испарениями из топливного бака, карбюратора, картерных газов. Проблема усугубляется тем, что выхлопные газы автотранспорта поступают в приземный слой атмосферы, что затрудняет их рассеивание. Наличие узких улиц и высоких зданий, являющихся преградой для рассеивания, также способствует накоплению вредных веществ выхлопных газов автотранспорта в городском воздухе в зоне дыхания пешеходов.

Многообразие продуктов выхлопов автомобильных двигателей может быть классифицировано по группам, сходным по характеру воздействия на организмы или химической структуре и свойствам:

-       нетоксичные вещества: азот, кислород, водород, водяной пар и углекислый газ, содержание которых в атмосфере в обычных условиях не достигает уровня, вредного для человека;

-       взвешенные вещества;

-       монооксид углерода, наличие которого характерно для выхлопов бензиновых двигателей;

-       оксиды азота, которые по мере пребывания в атмосфере соединяются с кислородом;

-       углеводороды (алкаин, алкены, алкадиены, цикланы, ароматические соединения);

-       альдегиды;

-       сажа;

-       соединения свинца;

-       серистый ангидрид.

Остановимся подробнее на отдельных составляющих выхлопных газов.

Взвешенные частицы. Частицы пыли размером от 0,01 до 100 мкм классифицируются следующим образом: более 100 мкм - осаждающиеся, менее 5 мкм - практически неосаждающиеся. Частицы первого типа безвредны, поскольку быстро осаждаются либо на поверхности земли, любо в верхних дыхательных путях. Частицы второго типа попадают глубоко в легкие. Установлено присутствие соединений углерода, углеводорода, ароматических веществ, мышьяка, ртути и др. в легких вследствие проникновения пыли, а также связь с частотой заболевания раком, хроническим заболеванием дыхательных путей, астмой, бронхитом, эмфиземой легких.

Сернистый ангидрид. Оказывает отрицательное влияние на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, вызывает бронхиальную абструкцию.

Оксиды азота. Диоксид азота и фитохимические производные являются побочными продуктами нефтехимических производств и рабочих процессов дизельных двигателей. Оказывают влияние на легкие и на органы зрения.

Монооксид углерода. При: сжигании топлива в условиях недостатка воздуха, СО генерируется в процессе работы автомобильных двигателей. Соединяясь с гемоглобином, из вдыхаемого воздуха попадает в кровь, препятствуя насыщению крови кислородом, а следовательно, и тканей, мышц, мозга.

Основными представителями альдегидов, поступающих в атмосферный воздух с выбросами автомобилей, являются формальдегид и акролеин. Действие формальдегида характеризуется раздражающим эффектом по отношению к нервной системе. Он поражает внутренние органы и анактивирует ферменты, нарушает обменные процессы в клетке путем подавления цитоплазматического и ядерного синтеза.

Биологическое действие фотооксидантов (смесь озона, диоксида азота и формальдегида) на клеточном уровне подобно действию радиации, вызывает цепную реакцию клеточных повреждений.

Еще неблагоприятный фактор: летом на улицах с оживленным движением возникает особое атмосферное явление - фотосмог. Это когда ядовитые оксиды при ультрафиолетовом облучении в жару образуют летучие соединения в приземном слое

Чувствительность населения к действию загрязнения зависит от большого числа факторов, в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, температуры, влажности и т.д. Лица пожилого возраста, дети, больные, курильщики, страдающие хроническим бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, считаются более уязвимыми. Среди факторов прямого действия (все, кроме загрязнения окружающей среды) загрязнение воздуха занимает, безусловно, первое место, поскольку воздух - продукт непрерывного потребления организма.

Дыхательная система человека имеет ряд механизмов, помогающих защитить организм от воздействия загрязнителей воздуха. Волоски в носу отфильтровывают крупные частицы. Липкая слизистая оболочка в верхней части дыхательного тракта захватывает мелкие частицы и растворяет некоторые газовые загрязнители. Механизм непроизвольного чихания и кашля удаляет загрязненные воздух и слизь при раздражении дыхательной системы. Однако, бег активизирует все внутренние системы организма: учащается ритм сердечных сокращений, число и амплитуда дыхательных движений, а значит, поглощение выхлопных газов может возрасти в сравнении с обычной спокойной ходьбой.

Конечно, если вы предпочли утреннюю пробежку ленивому потягиванию в кровати - вы движетесь по пути здорового образа жизни. Осталось только одно: правильно выбрать место или время для пробежки. Лучшим местом станет для вас парк, сквер или любое место, защищенное от автомагистрали полосой зеленых насаждений. Если уж такой возможности нет, выбирайте  для бега ранние утренние часы, когда количество автотранспортных средств на улицах еще недостаточно велико.

И вперед - к здоровью, бодрости, физической активности!





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word