ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ (ЧАСТЬ 2)


В первой части статьи «Особенности продажи товаров дистанционным способом» были раскрыты общие понятия дистанционной торговли, ее особенности, затронуты вопросы заключения договора и раскрытия необходимой информации, а также условия доставки при данном способе продажи товаров. Во второй части статьи речь пойдет о правах потребителей при получении товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества, сроках и способах возврата, а так же защите персональных данных граждан-покупателей.

 

Итак, товар  выбран,  доставлен  и  оплачен... 

Казалось  бы - пользоваться  и  радоваться.  Но,  при  получении  товара  оказывается,  что  он  не  подходит  по  размеру, цвету  и  т.д.  Правила  продажи  товаров  дистанционным  способом  и  статья  26.1  Закона  о  защите  прав  потребителей  предоставляют  покупателю  возможность  отказаться  от  товара  надлежащего  качества.

Покупатель  вправе  отказаться  от  товара  в  любое время  до  его  передачи,  а  после  передачи  товара- в течение 7  дней.  В  случае,  если  информация  о  порядке  и сроках  возврата  товара  надлежащего  качества  не  была  представлена  в  письменной  форме  в  момент  доставки  товара,  покупатель  вправе  отказаться  от  товара  в  течение  3  месяцев  с  момента  передачи  товара. Следует отметить, что возврату товаров надлежащего качества подлежат любые товары, не запрещенные к продаже дистанционным способом, а также не вошедшие в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55). Также, согласно п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей,  нельзя отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (к примеру, если покупателем было заказано изделие  по  индивидуальному  размеру,  которое впоследствии трудно  будет  реализовать продавцу).

Как  должна  выглядеть  информация  о  сроках  и  порядке  возврата  товара?

Информация  о  порядке  и  сроках  возврата  товара  потребителем должна  содержать:

-                    адрес (место нахождения) продавца;

-                    режим работы продавца;

-                    максимальный срок, в течение которого товар может быть  возвращен продавцу,  или  минимально  установленный  срок;

-                    предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего  качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

-                    срок  и  порядок  возврата  суммы,  уплаченной  покупателем  за  товар;

Возврат товара надлежащего качества возможен только в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.  Товарный вид должен быть сохранен полностью. Если,  к  примеру,  товар  был  упакован  в  фабричную  одноразовую  упаковку,  то  вскрытие  такой  упаковки  приводит  к  потере    товарного  вида.  Отказ  продавца  будет  правомерен.  Если  у  вас  отсутствует  документ,  подтверждающий  факт  покупки  товара,  вы  можете  сослаться  на  другие  доказательства  приобретения  товара  у  данного  продавца. Такими  доказательствами  могут  быть  свидетельские  показания,  наличие  на  упаковке  товара  фирменной  маркировки  продавца,  гарантийный  талон  с  датой  и  серийным  номером  и иные доказательства.

При  отказе  покупателя  от  товара  продавец  должен  возвратить  ему  сумму,  уплаченную  покупателем  в  соответствии  с  договором,  за  исключением  расходов  продавца  на  доставку  от  покупателя  возвращенного  товара,  не позднее  чем  через  10  дней  с  даты  предъявления  покупателем  соответствующего  требования.

   

В  случае,  если  вам  доставлен  товар  с  нарушением  условий  договора,  касающихся  количества,  ассортимента,  качества,  комплектности,  тары  и (или)   упаковки  товара,  Вы  можете  не  позднее  20  дней  после  получения  товара  известить  продавца  об  этих  нарушениях.  Покупатель, также,  вправе  предъявить  требования  к  продавцу  в  отношении  недостатков  товара,  если  они  обнаружены  в  течение  гарантийного  срока   или  срока  годности.  Если обнаружены  недостатки  товара,  в  отношении  которого  гарантийные сроки  не  установлены,   предъявить  требования  покупатель  может  в  пределах  двух  лет  со  дня  передачи  товара,  если  более  длительные  сроки  не  установлены  законами  или  договором.

Покупатель  вправе,  также,  потребовать  полного  возмещения  убытков,  причиненных  ему  вследствие  продажи  товара  ненадлежащего  качества.

Требования  покупателя,  связанные  с  расторжением  договора,  устранением  нарушений  его  условий,  недостатками  товара,  возмещением  убытков,  передаются  продавцу  в  письменной  форме  с  приложением  необходимых  документов,  обосновывающих  эти  требования.

В заключении следует отметить, что п. 16 Правил предусмотрена обязанность продавца в обеспечении конфиденциальности персональных данных о покупателе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных. При заключении договора о реализации товаров дистанционным способом продавец, как правило, запрашивает у потребителя информацию, содержащую данные о его фамилии, имени, отчестве, годе, месяце, дате и месте рождения, адресе, номере основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, а также иную информацию, отнесенную к персональным данным, правовой статус которых определен Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". В этой связи продавец, осуществляющий обработку персональных данных своих покупателей, обязан принять необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий. В противном случае продавец несет гражданско-правовую ответственность перед потребителем на общих основаниях в соответствии со ст. 24 Федерального закона N 152-ФЗ.

 

ВНИМАНИЕ! Контроль за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Получить  консультацию специалиста, а также содействие в составлении претензий, исковых заявлений, вы можете обратившись в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в саратовской области» по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, дом 69, каб. 405, конт.тел.(8452)394901.