Особенности продажи товаров дистанционным способом (часть 1)


Темп современной жизни непрерывно ускоряется, и люди стараются беречь  драгоценное время, не тратить его на походы по магазинам и стояние в очередях. Гораздо удобнее приобретать товары в интернет-магазинах, по каталогам, через телемагазины. Для такой торговли уже давно придуман специальный термин - "дистанционная торговля".  Дистанционная торговля становится все более популярной среди населения, так как позволяет покупателю облегчить процедуру покупки.

Необходимо знать про некоторые существующие особенности, отличающие дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.

Начнем с основных понятий.  

Продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи. Ее особенность в том, что покупатель не знакомится с предложенным товаром (образцом товара) непосредственно, он выбирает товар по описанию в каталогах, проспектах, буклетах, по фотоснимкам, в том числе посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Любая продажа, осуществленная без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.

Правовые отношения между покупателем и продавцом регулируют Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612, которые устанавливают порядок  продажи  товаров  дистанционным способом (далее - Правила),  а  также  статья 26.1  Закона  Российской Федерации  от 07.02.1998 года № 2300-1«О защите прав потребителей» и ст. 497 ГК РФ.

Как  же  в  таких  случаях  заключается  договор  купли-продажи?

Информация, размещенная на сайте интернет- магазина, в печатном каталоге, на  телевидении или иным подобным вышеперечисленным способом, вполне может  расцениваться, как публичная оферта товара со всеми вытекающими из этого  предложениями  и  обязательствами.  Стоит  помнить,  что  не  все  товары,  можно  продавать  дистанционным  методом.  Существуют  определенные  ограничения.  Согласно  п. 5  Правил  введены ограничения, согласно которым не допускается дистанционная продажа  алкогольной продукции, а  также  иных  товаров,  свободная  реализация  которых  запрещена, или ограничена законодательством Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства  следует иметь  ввиду,  что  ограничения  введенные  данным  пунктом  Правил,  также  распространяются  в  целом  и  на  продажу  табачной  продукции.

При  приобретении  товаров  дистанционным  способом  особое  внимание  следует  уделить  информации,  которую  продавец  обязан  представить  покупателю.

Какая информация должна  в  обязательном  порядке  представляться  покупателю?

Правила продажи товаров дистанционным способом содержат, как перечень общей  необходимой  информации,  которая  в  Законе  о  защите  прав  потребителей  указана  в  статьях   8  и  10,  так  и   дополнительную  информацию,  которая  представляется  только  при  таком  способе  продажи, учитывая его специфику.

До заключения договора  купли-продажи продавец должен представить покупателю  информацию об основных потребительских свойствах  товара  и  адресе  (месте  нахождения)  продавца, о месте  изготовления  товара,  полном  фирменном  наименовании  (наименовании продавца),  о  цене  и  об  условиях  приобретения  товара,  о  его  доставке,  сроке  службы,  сроке  годности  и  гарантийном  сроке,  о  порядке  оплаты  товара,  а  также  о  сроке,  в  течение  которого  действует  предложение  о  заключении договора.  В  момент  доставки  товара продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной  форме информацию  указанную  в  п.  9  настоящих  Правил.

     Необходимая информация о товаре, включая условия его эксплуатации  и  правила  хранения, доводится до покупателя путем размещения на товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации и т.д.).

Особое  внимание стоит  уделить наличию информации о продавце.

Если при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца и его адрес, а  только  лишь  указаны  контактные  телефоны, то стоит воздержаться от покупки. При отсутствии указанных сведений, в случае необходимости  возврата товара с  недостатками вы  не  будете  знать  куда  обратиться  и   предъявить  претензию  со  своими  требованиями.

Более того, при продаже дистанционным способом технически сложных товаров, продавец должен сообщить покупателю о необходимости  использования квалифицированных специалистов  по  подключению, наладке и пуску в эксплуатацию  технически  сложных  товаров,  которые  по  техническим  требованиям  не  могут  быть  введены  в  эксплуатацию  без  участия  соответствующих  специалистов.

Об  условиях   доставки  товара  дистанционным  способом

Поскольку  передача  товара,  проданного  дистанционным  способом  осуществляется,  как  правило,  в  месте  нахождения  покупателя, то  стоит  обратить  внимание  на  предлагаемые  условия доставки. При дистанционной  торговле продавец обязан предложить покупателю  услуги по доставке товаров  путем их пересылки  почтовыми отправлениями или перевозке с указанием способа доставки и вида транспорта. Доставленный товар передается  покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя - любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ,  подтверждающий  заключение  договора или оформление доставки товара. Доставка товара может быть поручена  продавцом  третьим  лицам - курьерам,  почтовой  службе,  специальной  службе  доставки,  с  обязательным  информированием об  этом  покупателя.

Срок передачи  товара  может  быть оговорен в  договоре. Если  в  договоре  срок  доставки  товара  не  определен,  и  отсутствуют  возможности  определить  этот  срок,  товар  должен  быть  передан  продавцом  в  разумный  срок. Обязательство,  не  исполненное в  разумный  срок,  продавец  должен  выполнить  в  7-дневный  срок  со  дня  предъявления  покупателем  требования  о  его  исполнении. Понятия разумности срока, равно как и максимального срока для исполнения обязательств по доставке товара при дистанционной торговле, гражданским законодательством не установлены. Предполагается, что в «разумный» срок доставки в каждом конкретном случае зависит от географического фактора, времени нахождения товара в пути, спецификой работы почтового оператора, курьерской службы, других факторов, от которых зависит срок передачи товара покупателю. В любом случае, если стороны не пришли к соглашению о том, какой срок будет в случае исполнения обязательств по доставке «разумным», такой спор подлежит рассмотрению судом.

Договор  купли-продажи считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового  или  товарного чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с  момента  получения  продавцом  сообщения  о  намерении  покупателя  приобрести  товар.


ВНИМАНИЕ! В части 2 статьи «Особенности продажи товаров дистанционным способом» предлагаем ознакомиться с информацией о правах потребителей при получении товара, как надлежащего, так и ненадлежащего качества, сроках и способах возврата, а также защите персональных данных граждан при реализации товаров дистанционным способом.


Получить консультацию специалиста, а также содействие в составлении претензий, исковых заявлений, вы можете обратившись в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в саратовской области» по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, дом 69, каб. 405, конт.тел.(8452)394901.


 






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word