О правовых аспектах защиты прав потребителей в онлайн-распродажах

 

В настоящее время все больше людей покупают товары через Интернет. Совершая покупки он-лайн, жители больших городов и отдаленных местностей имеют большую свободу выбора и экономию времени. Среди преимуществ таких покупок прежде всего является: возможность совершать покупки из дома или офиса; Интернет-магазины работают в круглосуточном режиме ежедневно; покупки через веб-сайты обеспечивают упрощенное сравнение цен на товары; имеется большое разнообразие товара. Но также существует и ряд недостатков таких как: большой интервал времени между совершение оплаты и доставки товара; отсутствие возможности примерить вещь; высокие доплаты за доставку часто добавляются к стоимости товара; онлайн-оплата через платежные карты может быть небезопасным способом сделки; возможность повреждения товара при доставке, а замена поврежденного товара будет составлять от нескольких дней до месяца.

Подробную информацию в связи с проводимыми акциями распродаж в Интернете - «Киберпонедельник» можно найти в статье Роспотребнадзора.


Продажа товаров дистанционным способом, в том числе посредством информационно - телекоммуникационной сети Интернет, на территории Российской Федерации в общем и целом регламентируется соответствующими положениями статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а применительно к продаже товаров гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (см. статью 492 ГК РФ), также статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» Закона «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612.

Указанное означает, что Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат.

Вышеназванный Перечень применяется исключительно в контексте статьи 25 Закона «О защите прав потребителей», которая в свою очередь распространяет своё действие в том числе и на продажу товаров по образцам.

От товара, купленного в Интернет-магазине, в том числе, в рамках акции «Киберпонедельник», потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара - в течение семи дней.

В случае же, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, т.е. о вышеназванном 7-дневном сроке, не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель будет вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи (получения).

Однако при этом следует иметь в виду, что такой возврат будет возможен только если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки (отсутствие последнего, тем не менее, не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца).

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору (за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара), не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Если товар, приобретенный потребителем дистанционным способом продажи товара, оказался ненадлежащего качества, то в этом случае потребитель в отношении товара с недостатками в целях защиты своих прав должен будет руководствоваться соответствующими положениями статей 18-24 Закона «О защите прав потребителей».


ВНИМАНИЕ! Контроль за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Получить консультацию специалиста, а также содействие в составлении претензий, исковых заявлений, Вы можете обратившись в Консультационный Центр для потребителей при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области»

по адресу: г. Саратов,

ул. Б. Горная, 69, каб. 403, конт.тел. (8452)394901





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word