О защите персональных данных потребителей при продаже товаров дистанционным способом

В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612) под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключенному на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов (радиоканалов), или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Соответственно, торговля через интернет-магазины, все больше пользующаяся общественным признанием, является разновидностью дистанционной торговли и регулируется соответствующим законодательством (подробно в статье Особенности продажи товаров дистанционным способом (часть 1)). Пунктом 16 Правил продажи товаров дистанционным способом предусмотрена обязанность продавца обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Но в последнее время все чаще наблюдаются различные утечки с таких интернет-сайтов информации о личных данных граждан, начиная со сведений о приобретениях того или иного потребителя и заканчивая номерами кредитных карт, паспортов. Зачастую клиентские базы становятся доступными для всех, и обладателем информации, которая была в сети, можно стать сразу после введения соответствующего запроса.

Интернет-магазины, обычно, представляют собой сайты, торгующие товарами, посредством сети Интернет и позволяют пользователям онлайн, в своем браузере, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить товар, например, электронными деньгами. И как раз на стадии оформления заказа покупатель должен указать все свои реквизиты (персональные данные), необходимые для оформления первичных документов (накладных, счетов, и т.п.).

В связи с продолжающими случаями появления в открытом доступе информации о пользователях интернет-магазинов, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проинформировала потребителей о защите своих прав в данной сфере правоотношений.

Так, Роспотребнадзором отмечено, что при заключении договора о реализации товаров дистанционным способом, продавец, как правило, запрашивает у потребителя информацию, содержащую данные о его фамилии, имени, отчестве, годе, месяце, дате и месте рождения, адресе, номере основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, а также иную информацию, отнесенную к персональным данным, правовой статус которых определен Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

В этой связи продавец, осуществляющий обработку персональных данных своих покупателей, обязан принять необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Службой указано, что в случае невыполнения данного обязательства, продавец несет гражданско-правовую ответственность перед потребителем на общих основаниях в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О персональных данных».

Также обращено внимание на возможность любого покупателя, чьи персональные данные находятся в свободном доступе, как заключившего договор, так и оставившего соответствующую заявку, предъявления требований, связанных с возмещением имущественного или морального вреда, причиненного вследствие неправомерных действий по обработке персональных данных. Основанием для предъявления требований о возмещении вреда (при наличии такового), причиненного личности и имуществу гражданина, являются соответствующие положения ст. 13 («Ответственность за нарушение прав потребителей»), ст. 15 («Компенсация морального вреда») Закона РФ "О защите прав потребителей" и главы 59 ГК РФ («Обязательства вследствие причинения вреда).

При этом, освобождение продавца от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств возможно в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", в случае, если он докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word