Требования, которым должны соответствовать розничные рынки, планируется упростить

Розничные рынки жизненно важны для малых и средних производителей и для экономики регионов, их сокращение приводит к сокращению площадок, на которых свою продукцию могут реализовать физические лица - граждане, ведущие личное подсобное хозяйство или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, что, в конечном счете, приводит к сокращению каналов сбыта продукции населения.

В настоящее время Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение разработанный Минпромторгом проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) по вопросам деятельности розничных рынков».

Согласно пояснительной записке к проекту указанного документа Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 271-ФЗ) предусмотрен ряд избыточных административных и иных ограничений, предъявляемых к организации и деятельности розничных рынков,  установление которых на момент принятия Федерального закона № 271-ФЗ было обусловлено необходимостью перехода розничных рынков к более «цивилизованному» формату работы и упорядочению торговли на розничных рынках, которые зачастую не отвечали многим требованиям, в том числе,  и санитарным.

В настоящее время неотложные задачи по «наведению порядка» на рынках, связанные с изданием Федерального закона № 271-ФЗ, в целом выполнены, и необходимо перейти к его корректировке в части упрощения существующих требований.

Избыточные требования к организации розничных рынков привели к их закрытию или «смене вывески» путем преобразования в торговые комплексы, торговые дома, галереи и иные форматы торговли, имеющие менее жесткие требования по организации и осуществлению торговли, но по сути формат розничного рынка сохранился. Также значительная часть рынков закрылась безвозвратно.

Развитие и расширение такого формата торговли, как розничные рынки, жизненно важно, особенно для развития малого производства, поэтому Проектом предлагается:

~        упростить порядок организации рынка, сократить перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на право организации рынка, сократить количество оснований, по которым заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения;

~        исключить требование о сроке действия разрешения на организацию рынка. В настоящее время разрешение выдается на срок, не превышающий пять лет,

~        исключить требования, предъявляемые к планировке, перепланировке и застройке рынка,

~        не устанавливать в федеральном законе порядок оборудования и содержания рынка, а передать решение данного вопроса непосредственно на усмотрение управляющей рынком компании,

~        упростить требования к организации деятельности по продаже товаров,

~        исключить требование, согласно которому организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются;

~        исключить норму, согласно которой управляющая рынком компания не вправе осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке;

~        исключить запрет на продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) с автотранспортных средств, за исключением некоторых случаев. Управляющая рынком компания на любом розничном рынке должна иметь возможность предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств;   

~        исключить требование, согласно которому для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях Республики Крым и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения (использование в этих целях временных сооружений запрещается). Представляется целесообразным указанное положение изложить так, чтобы на территориях городов с численностью населения свыше 1 миллиона человек в составе рынка было капитальное здание и (или) строение, сооружение для размещения торговым мест.

~        управляющую рынком компанию предполагается наделить правом выдачи предписаний об устранении нарушений санитарных и ветеринарных требований;

~        право на организацию рынка, помимо юридических лиц, предоставить также индивидуальным предпринимателям.

Предлагается сохранить следующие нормы:

~        требования к организации розничных рынков в части выдачи разрешения на право организации рынка;

~        положения о формировании и ведении органом государственной власти субъекта Российской Федерации реестра рынков на основе информации, предоставляемой органами местного самоуправления, о выданных управляющим рынками компаниям разрешениях на право организации рынка;

~        требование о размещении и оборудовании на территории рынка лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы в случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения;

~        требования, в соответствии с которыми управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, осуществляющими торговлю (выполняющими работу, оказывающими услуги) требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии.


Федеральный закон № 271-ФЗ предлагается признать утратившим силу, так как он выполнил свои задачи и нуждается в существенной корректировке. В свою очередь нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с организацией розничных рынков в новой редакции, предлагается закрепить в Законе о торговле, поскольку розничные рынки являются одним из форматов торговли.

Кроме того, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части исключения запрета на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на рынках.

 Также предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - субъектам малого и среднего предпринимательства для организации розничных рынков земельных участков в безвозмездное пользование, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Проект федерального закона не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word