Профилактика неблагоприятного воздействия факторов производственной среды на самочувствие и здоровье работников офиса

Основными обуславливающими развитие неблагоприятных факторов, влияющих на самочувствие и здоровье работников офисов являются:

    -   микроклиматический дискомфорт - самая распространенная претензия со стороны обитателей офисных помещений. Сочетания воздействия четырех физических факторов (температура воздуха, скорость движения воздуха, температура поверхности, относительная влажность) и двух «человеческих» факторов (одежда и двигательная активность).

Сухость воздуха - один из основных факторов, влияющих на общее самочувствие, состояния глаз и слизистых, верхних дыхательных путей и кожи персонала офисов, при этом необходимо иметь в виду, что низкая влажность повышает выживаемость риновирусов и вирусов гриппа, а высокая влажность воздуха способствует росту грибов, бактерий;

 - аэрозольное загрязнения воздуха офисных помещений - это органические, минеральные и синтетические волокна (мебель, одежда, стройматериалы, пух и пыльца растений, эпидермис и волосы людей, бумажная пыль, взвеси бытовой химии, копировальной и множительной техники и т. д.), офисная пыль - мощный сенсибилизатор;

   - химические загрязнения, газообразные токсиканты офисных помещений можно разделить на 2 основные группы:

1) внешнего генеза (попадающие внутрь помещения извне), прежде всего,  к ним относятся продукты сгорания автомобильного топлива и выбросы пром.предприятий.

 2) внутреннего генеза (продуцируемые строительными и отделочными покрытиями, мебелью, чистящими и моющими средствами; антропотоксины (газы метаболизма человека - двуокись углерода, диоксид азота, сероводород, ацетон, аммиак, амины, фенолы и т.д.)

 Некоторые опасные газы совсем не ощущаются даже при высокой концентрации, так, например, углекислый газ в очень небольших концентрациях (0,2%) уже вызывает ощущение дыхательного дискомфорта, сонливость, быструю утомляемость, головную боль;

     - внешние физические факторы: персонал современного офиса подвергается одновременному воздействию множества электромагнитных излучений различных диапазонов частот (электропроводка, лифтовое оборудование, транслирующие антенны сотовой связи, стационарные и мобильные телефоны, компьютеры, оргтехника), на настоящий период имеются научные данные, подтверждающие неблагоприятное влияние ЭМП на гемопоэз, эндокринную, центральную нервную системы, противоопухолевую защиту;

   -  эргономика, интенсивность  и напряженность труда: основными  эргономическими неблагоприятными факторами офиса является вынужденная  сидячая  рабочая поза. гиподинамия,  многочасовое напряжение зрения, статико - динамическое напряжение  рук По данным  литературы , частота расстройства костно - мышечной  системы среди офисных работников может достигать 80%, наиболее часты повреждения сухожилий запястья ( синдром « компьютерной мышки»).Несовершенная конструкция столов и кресел провоцирует остеохондроз, венозный застой крови в нижних конечностях.

   -  психосоциальные факторы: примерно треть офисных работников   часто или весьма часто испытывают эмоциональный стресс и тревожность на работе, страдают от нарушения сна и депрессивных состояний. Работа за компьютером предполагает постоянную концентрацию внимания, что нередко приводит к развитию умственной усталости, утрате концентрации внимания и самоконтроля,

  Профилактика неблагоприятного влияния производственных факторов на самочувствие и здоровье работников офисов должны включать мероприятия направленных на:

-         оптимизацию труда (режим труда и отдыха, графики сменности),

-         проведение социально - гигиенического мониторинга условий труда и состояния здоровья офисных работников (прохождение сотрудниками офиса периодического медицинского осмотра, проведение лабораторно - инструментальных исследований факторов производственной среды, аттестация рабочих мест),

-         оздоровление физиологического и психологического состояния (физические упражнения, аутотренинг). Комплекс физических упражнений для работников умственного труда должен быть направлен на снижение физиологической нагрузки, включать упражнения на координацию движения, концентрацию внимания, снятия психического напряжения

Комплексная профилактика профессиональной патологии и формирование потребности работников офисов в здоровом образе жизни и сохранения здоровья   является предотвращением или замедлением риска развития профессиональных заболеваний.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Актуальные темы