Профилактика гриппа в детских организованных коллективах


С наступлением холодного времени года возрастает актуальность профилактики простудных заболеваний и гриппа у детей, которая делится на неспецифическую и специфическую.

Специфическая профилактика - система комплексных мер, направленная на предупреждение конкретного инфекционного заболевания. Специфическая профилактика простудных заболеваний и гриппа представляет собой введение противогриппозных вакцин для создания активного иммунитета. Это исключительно медицинская манипуляция. 

В соответствии с Приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125 н (ред. от 24.04.2019) "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" рекомендуется проводить ежегодную вакцинацию: детям с 6 месяцев, учащимся 1 - 11 классов.

Почему так важно прививать от гриппа детей?

Ежегодно наибольшее количество случаев заболевания гриппом регистрируется среди детей. Заболевшие дети дольше выделяют вирус гриппа, чем взрослые. Более 90 % госпитализированных по поводу гриппа - это дети (т.е. у них грипп протекает наиболее тяжело и требует лечения в стационаре). Продолжительность заболевания у детей значительно дольше, чем у взрослых.

  • целесообразно защитить от гриппа с помощью прививок детей, посещающих детские коллективы, где больше риск распространения инфекции. Заболевшие дети «приносят» вирус гриппа в семью, заражая других членов семьи;
  • все работники общеобразовательного учреждения обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, в том числе от гриппа. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Неспецифическая   профилактика гриппа предназначена для предотвращения заболевания вне зависимости от возбудителя болезни.  Существует несколько ее аспектов, среди которых выделяются  3 основных.

Во-первых, соблюдение основных  правил  личной гигиены: чаще мыть руки, при кашле и чихании пользоваться носовыми платками, регулярно проводить влажную уборку и проветривание помещений, соблюдение режима дня для детей, включая дневной сон и обязательные прогулки на свежем воздухе, полноценное питание, содержащее овощи, фрукты, свежую зелень, соки, отвар шиповника.

Во-вторых: важным компонентом является создание комфортной среды в части соблюдения температурного режима в помещениях, предотвращение сквозняков и переохлаждения детей (в детских садах длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы). Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема детей.

Нормативные требования к параметрам микроклимата в основных помещениях дошкольных образовательных организаций установлены СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в игровых ясельных групповых ячеек  должна составлять не ниже 22 - 24 ℃; в игровых младшей, средней, старшей групповых ячеек  21 - 23 ℃; в спальнях всех групповых ячеек, залах для музыкальных и гимнастических занятий 19 - 20 ℃.

В общеобразовательных учреждениях учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

Нормативные требования к параметрам микроклимата в основных помещениях общеобразовательных организаций установлены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 ℃; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 ℃.

В-третьих: повышение активности иммунитета, путем приема витаминных комплексов. Самолечение при гриппе недопустимо, и именно врач должен поставить диагноз и назначить необходимое лечение, соответствующее состоянию и возрасту пациента. Для правильного лечения необходимо строго выполнять все рекомендации лечащего врача и своевременно принимать лекарства. Кроме этого, рекомендуется обильное питьё - это может быть горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды. Пить нужно чаще и как можно больше.

 

Чем опасен грипп?

Опасность гриппа заключается в том, что эта  инфекция, которая дает наибольшее количество осложнений. Попав в организм, вирус гриппа размножается, разрушая клетки легких и других органов с высокой скоростью. Развиваются такие осложнения как пневмония, бронхит, поражение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, почек. Именно эти осложнения и являются непосредственной причиной смерти после перенесенного гриппа. У детей высока также вероятность развития отита, приводящего к глухоте. Нередко перенесенное заболевание гриппом приводит к инвалидности.

В нашей стране вакцинация является добровольной. Поэтому перед началом вакцинации родитель, либо дает свое письменное согласие, либо письменный отказ.

Родители! Ни в коем случае не отправляйте заболевших детей в детский сад, школу, на культурно-массовые мероприятия. При гриппе крайне важно соблюдать постельный режим, так как при заболевании увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую, иммунную и другие системы организма.


Будьте здоровы, берегите себя и своих детей!







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word