Обязателен ли претензионный порядок урегулирования спора?

Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность защиты прав потребителей в судебном и досудебном порядке.

Досудебный (претензионный) порядок выражается в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Таким образом, у потребителя есть право выбора:

1) предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю);

2) обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю). Если потребитель обратился с требованием к продавцу, это не лишает его права впоследствии обратиться с иском в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или удовлетворит частично.

Действующим законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий в ряде нормативно-правовых актов. Обязательный претензионный порядок предусмотрен, в частности, в следующих случаях:

1) неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»);

2) претензии, связанные с перевозкой груза, пассажира, багажа в зависимости от вида транспорта или связанные с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 797 ГК РФ; п. 3 ст. 124 ВК РФ; п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ; ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; ст. 120 Закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»);

3) заявление требований об осуществлении страхового возмещения по договору ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

4) претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»);

5) заявление имущественного требования к финансовой организации, взаимодействующей в установленном порядке с финансовым уполномоченным (уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг). В указанном случае в рамках досудебного урегулирования спора необходимо сначала обратиться с заявлением в финансовую организацию, а после его рассмотрения - к финансовому уполномоченному (ст. 1, ч. 2 ст. 15, ст. 16, ч. 1 ст. 25 Закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»; п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Согласно ч. 1, 2 ст. 28, ч. 1 ст. 30, ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ к финансовым услугам, в отношении которых применяется досудебный порядок урегулирования споров финансовым уполномоченным, относятся услуги, оказываемые:

- страховыми организациями (по договорам ОСАГО, ДСАГО, страхования средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) - с 01.06.2019, по иным договорам страхования - с 01.11.2019);

- микрофинансовыми организациями (с 01.01.2020);

- кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами, кредитными организациями, негосударственными пенсионными фондами - с 01.01.2021;

- любыми организациями, организовавшими с 03.12.2018 взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе и включенными в перечень таких организаций, размещенный на сайте Банка России.

Важно! Несоблюдение правил об обязательном претензионном порядке является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.2012 г).

Кроме того, подача претензии в адрес нарушителя прав потребителей обязательна в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), с требованием провести внеплановую проверку в отношении организации или ИП. Данное требование не распространяется на обращения, содержащие указание на возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью гражданина или причинение такого вреда (пп. в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Информация Роспотребнадзора «О порядке проведения проверок по обращениям граждан в Роспотребнадзор»).

Для потребителя досудебный порядок важен также в тех случаях, когда законодательством установлены определенные сроки для удовлетворения требований потребителя, которые исчисляются со дня предъявления требования продавцу или исполнителю, например:

- семь дней на замену некачественного товара (если недостаток очевиден) (п. 1 ст. 21 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);

- десять дней на возврат уплаченной за товар денежной суммы (ст. 22 Закона № 2300-1).

Заявление такого требования сразу в суд лишено смысла, поскольку организация или ИП до предъявления требований к ним не могут знать о возникновении у потребителя претензий, а при предъявлении таковых могут добровольно удовлетворить требования потребителя.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 13, ст. ст. 23, 30, п. 3 ст. 31 Закона РФ № 2300-1, если требования потребителя не будут исполнены в добровольном порядке, то впоследствии, при обращении в суд, потребитель может требовать уплаты штрафа в размере 50% от присужденной ему суммы или неустойки за каждый день просрочки удовлетворения его претензии.









Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word