Защита прав потребителей юридических услуг

В виду недостаточной юридической грамотности граждане часто вынуждены обращаться в различные организации по оказанию юридических услуг. Данные услуги могут носить как формально консультационный характер, так и выполняться в виде конкретных действий, таких как составление претензий, исковых заявлений, защита интересов граждан в суде и прочее. Рынок предоставления юридических услуг достаточно велик. Среди большого разнообразия организаций, оказывающих юридические услуги, довольно сложно выбрать именно ту, которая сделает это действительно качественно. Многие организации в первую очередь преследуют цель как можно большего обогащения, а не защиты законных интересов граждан. Граждане при обращении в юридические компании, как правило, за помощью в разрешении какого-либо конфликта, как с физическим, так и юридическим лицом одновременно рискуют стать жертвой обмана и вступить в конфликт с самой компанией, оказывающей юридические услуги.

Часто подобные организации намеренно не предоставляют полную информацию о своих услугах, об их цене, исполнителе и т.п. Кроме того, нередки случаи невыполнения юридическими организациями взятых на себя обязательств по договору, включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, отсутствия в договоре конкретных сроков выполнения работ, предоставления заведомо вводящих в заблуждение консультаций (например, относительно порядка отмены постановлений органов ГИБДД и т.д.), что значительно влияет на стоимость договора.

Многие юридические организации, зная о юридической неграмотности гражданина, обманным путем навязывают заключение договора на составление определенных процессуальных документов, писем, жалоб. При том, что можно было ограничится обычной консультацией с разъяснением порядка составления указанных документов, которые гражданин вполне в силах составить сам. Отсюда нередкими становятся случаи, когда обманутым гражданам приходится обращаться в одну юридическую компанию для разрешения спора с другой.

Что делать, если Вам оказаны некачественные юридические услуги?

В первую очередь важно знать, что на правоотношения между гражданином и юридической организацией в части оказания услуг распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 8,10 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» до потребителя своевременно, то есть до заключения договора, должна быть доведена полная и достоверная информация, как о самой юридической компании, так и о юридической услуге. На вывеске юридической компании должны размещаться ее наименование (фирменное наименование), адрес места нахождения и режим работы.

Информация об услугах должна содержать следующие сведения:

  • сведения об основных потребительских свойствах услуг,
  • срок оказания услуг,
  • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг),
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Информация о цене услуг должна быть доведена до потребителя посредством прейскурантов, а также иным доступным для потребителя способом.

Не спешите подписывать договор! Внимательно с ним ознакомьтесь на предмет наличия в нем конкретно оговоренных услуг, их цены, исполнителя, сроков исполнения (начальный и конечный срок исполнения), прав и обязанностей сторон, а также ответственности сторон за неисполнение условий договора. Если в ходе прочтения договора у Вас возникли какие-либо сомнения, можно предложить внести изменения и корректировки.

!!!ПОМНИТЕ!!! юридическая компания не вправе  выполнять платные услуги без согласия клиента. То есть если такие услуги были выполнены без согласия потребителя, он вправе не оплачивать данные услуги.

По завершению оказания услуг по договору желательно составить дополнительный акт приема-передачи оказанных услуг. Указанный акт подписывает обеими сторонами договора и свидетельствует о том, что услуги оказаны полностью и надлежащим образом, и клиента отсутствуют претензии к юристу, что, безусловно, трактуется в пользу последнего. Соответственно, если Вы не удовлетворены качеством или объемом оказанных услуг, акт подписывать ни в коем случае нельзя.

Вы также можете направить претензию в адрес юридической организации, если юридические услуги оказались некачественными.

В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • повторного выполнения работы;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

В отношении качества оказанной услуги ВАЖНО четко понимать, что речь идет именно о качестве и полноте проделанной исполнителем работы, а не о качестве конечного результата - исхода, например, итогового решения суда.  Достижение полезного результата услуги зависит не только от качества ее оказания исполнителем, но и от того, насколько тщательно заказчик соблюдает данные ему рекомендации, а также от других объективных обстоятельств (действий третьих лиц - суда, государственных органов).

Об оказании некачественных юридических услуг можно говорить, если исполнитель:

  • не является на судебное заседание в назначенное время;
  • не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела;
  • строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы, либо неверно трактует действующие;
  • разглашает информацию, доверенную ему заказчиком;
  • не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела и многое другое.

В случае неудовлетворения требования гражданина, изложенного в претензии, он, в соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Закона о защите прав потребителей, имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.

Получить консультацию специалиста, а также содействие в составлении претензий, исковых заявлений, Вы можете, обратившись в Консультационный Центр для потребителей при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в саратовской области» по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, 69, каб. 403

тел.(8452) 39-49-01.


 





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word