О правах потребителей при приобретении автомобильного бензина или дизельного топлива ненадлежащего качества


Одна из расходных статей бюджета практически каждой семьи сегодня - это бензин. Цены на топливо растут год от года, однако не всегда вместе с повышением цены горючего повышается его качество.  Приобретение некачественного топлива может повлечь за собой весьма неприятные последствия, которые выражаются в нарушении нормальной работы двигателя внутреннего сгорания и его выхода из строя. При этом производители транспортных средств откажут потребителю в ремонте по гарантии, ведь в таком случае поломка произошла ввиду использования некачественного топлива.

В феврале 2019 года Роскачество, совместно с Минпромторгом и Росстандартом начало проверку бензина Аи-92. По предварительным данным в десяти процентах случаев топливо не соответствует техрегламенту и ГОСТу. «Большинство проб с нарушениями закуплены на небольших заправках частных предпринимателей», - отметил глава Минпромторга Денис Мантуров. Данные о нарушениях переданы в Росстандарт, в ближайшее время заправки могут получить оборотный штраф.

Продажа автомобильного бензина и дизельного топлива потребителям осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 13.07.2015 г., далее - Закон РФ «О защите прав потребителей»), а также специальными правовыми актами. Требования к качеству товаров этой группы установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» от 18 октября 2011 года № 826.) - именно этот документ целесообразно использовать для того,  чтобы оперировать понятием «качество бензина».

Согласно ст.3 Технического регламента производитель обязан проинформировать потребителя о наименовании и марке топлива, а также о соответствии топлива Техническому регламенту. Кроме того, при розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.

Согласно ст.4.13 Технического регламента каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).

Паспорт должен содержать:

наименование и обозначение марки топлива;

наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);

нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;

дату выдачи и номер паспорта;

подпись лица, оформившего паспорт;

сведения о декларации соответствия;

сведения о наличии присадок в топливе.


Что делать, если Вы приобрели некачественное топливо?

В силу отдельных положений Гражданского Кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец товара, АЗС (организация, фирма, реализующая товар) несет полную ответственность за ненадлежащее качество товара, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя вследствие использования некачественного топлива. В частности, ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» определяет, что «вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме».

Если вы столкнулись с покупкой некачественно топлива, важную роль сыграет тот факт, сохранился ли у вас чек. Однако, если чек не сохранился, факт отпуска вам топлива в конкретную дату с определенной заправочной станции может быть доказан свидетельскими показаниями. Кроме того, многие заправочные станции сегодня оборудованы камерами видеонаблюдения. А в случае, если оплата производилась безналичным способом, ее факт должен отразиться в базе вашей банковской организации.

Если у Вас имеются достаточные основания полагать, что поломка Вашего автомобиля произошла из-за некачественного топлива, Вы можете направить претензию в адрес руководства организации, которой принадлежит АЗС. В случае, если продавец топлива уклонился от ответа на Вашу претензию в установленный срок или не признал свою вину добровольно, Вы имеете право обратиться в суд. Дополнительно можно обратиться в территориальный орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта).  Данное ведомство может проводить по жалобам проверки продаваемого на АЗС топлива и сообщает о результатах. Результаты проверки также будут являться доказательствами, на которые можно будет, при необходимости,  опираться в суде.

Для подкрепления своей позиции в суде потребуется заблаговременное проведение независимой экспертизы, которая будет впоследствии оплачена за счет продавца, если подтвердится тот факт, что поломка автомобиля произошла из-за некачественного топлива. В некоторых спорных случаях потребуется экспертиза не только топлива в бензобаке, но и образцов с АЗС. Для этого можно приобрести небольшое количество бензина в отдельную чистую стеклянную емкость и опечатать ее в присутствии сотрудников АЗС. При отказе сотрудников АЗС -  в присутствии двух свидетелей. !!!ВАЖНО!!! Определить качество бензина может только представитель независимой экспертной организации, который производит забор образцов топлива в соответствии со всеми техническими правилами и ГОСТами. Справка из автосервиса подтверждает лишь непосредственный факт поломки автомобиля, а также может указывать, что возможной причиной поломки стало некачественное топливо.



*Судебная практика






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word