Памятка для потребителей: ответственность перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира на территории РФ


Причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, которые являются пассажирами того или иного вида транспорта, к сожалению, не редкость.

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ перевозчик независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию. Стоит отметить, что действие указанного закона не распространяется на перевозки легковыми такси, поскольку при причинении вреда в процессе использования данного вида транспорта действует полис ОСАГО.

Как отмечается в памятке Роспотребнадзора, в случае, если случилось ДТП и/или пассажиру либо его имуществу причинен вред, потребитель имеет право:

- требовать возврата или снижения стоимости поездки;

- требовать возмещения убытков в полном объёме, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества (юридические услуги, платные услуги связи, услуги перевозки, медицинские услуги и т.п.);

- требовать выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу;

- требовать компенсации морального вреда;

- требовать рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требования).


Если пассажиру причинен вред, то в первую очередь необходимо незамедлительно проинформировать водителя о случившемся. Если пострадавший получил серьезную травму, то следует вызвать бригаду скорой медицинской помощи, если причинен незначительный вред здоровью, то можно самостоятельно добраться до больницы/травмпункта. В любом случае стоит обратиться за медицинской помощью хотя бы для того, чтобы получить справку, подтверждающую факт причинения вреда здоровью.

Если вред здоровью пассажира причинен в результате ДТП, то стоит настаивать на вызове сотрудников ГИБДД для составления необходимых документов.

Рекомендуется (при наличии такой возможности) провести фото и/или видеофиксацию- места в салоне транспортного средства, где был причинен вред здоровью. Это поможет доказать факт произошедшего события при последующем обращении в страховую компанию. Также, желательно записать контакты свидетелей.

При наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать потерпевшего о:

  1. правах потерпевших и порядке действий для получения возмещения причиненного вреда;
  2. страховщике, всех его филиалах и представителях в субъектах РФ;
  3. договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).

Стоит сказать о том, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона), и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.

Далее в возможно короткие сроки необходимо обратиться в страховую компанию, проинформировать о произошедшем событии и получить инструкции о дальнейших действиях.

В частности, обратившемуся необходимо будет подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения по форме, установленной Банком России, документы, исчерпывающий перечень которых определяется Банком России и которые должны содержать сведения о потерпевшем, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего, а если заявление подает выгодоприобретатель, не являющийся потерпевшим, сведения о таком выгодоприобретателе, а также документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах.

Согласно законодательству (Приказ Минтранса России от 27.12.2017 N 540) документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах должен составляться перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком. Такой документ содержит следующую информацию:

1)      номер, дату и время составления;

2)      сведения о перевозчике и виде перевозки, в том числе:

3) сведения о событии:

4) сведения о договоре обязательного страхования:

5) сведения о потерпевшем:

6) сведения о свидетелях (при наличии):

7) подпись, фамилию, инициалы уполномоченного перевозчиком на оформление документа о произошедшем событии лица, если иное не предусмотрено правилами перевозок пассажиров и багажа.

Документ о произошедшем событии должен составляться перевозчиком в трех экземплярах, один из которых хранится у перевозчика, второй предоставляется потерпевшему в течение пяти рабочих дней со дня его обращения к перевозчику, а третий направляется страховщику, заключившему договор обязательного страхования.

Страхования компания обязана выплатить страховое возмещение в течение 30 календарных дней со дня получения всех документов от потерпевшего.

На заметку: если компания, застраховавшая ответственность перевозчика не может осуществить страховую выплату по причине того, что находится в стадии банкротства или у неё отозвана лицензия, то в таком случае пострадавшему нужно обращаться в Национальный союз страховой ответственности, который осуществит компенсационную выплату.

Страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира является обязательным, однако, может случиться так, что на момент причинения вреда пассажиру у перевозчика нет действующего договора страхования, в таких случаях вся ответственность за причиненный вред возлагается непосредственно на перевозчика (п.3 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ). Пострадавшему необходимо написать заявление-претензию на имя перевозчика с требованием компенсировать причиненный вред, если же требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то следует обращаться в суд за защитой своих прав.