«О спорт, ты — мир!» Права потребителей при оказании услуг фитнес-клубов и тренажерных залов.

По данным проведенного компанией «БелБизнесКонсалтинг» исследования, в 2018 году объем оказанных платных услуг населению в области физической культуры и спорта в России увеличился на 20%. Это немудрено, ведь в наше время фитнес стал своеобразным «трендом», объединяющим вокруг себя всё больше и больше жителей нашей страны.

Органы государственной власти решили узаконить само понятие «фитнес». В Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года №329 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ». Понятию «фитнес» предлагается дать следующее изложение - часть физической культуры и массового спорта, направленная на ведение гражданами здорового образа жизни посредством организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, которая состоит в оказании гражданам услуг по проведению организованных и (или) самостоятельных занятий физической культурой с привлечением тренера и иных специалистов в области физической культуры и спорта, а также по участию в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.

Кроме того, Президент РФ, с целью популяризации занятий спортом и ведения здорового образа жизни, поручил Правительству РФ проработать налоговый вычет для на- селения за расходы на спорт. Речь идет о поправках в ст. 219 Налогового кодекса о социальных налоговых вычетах. Сейчас она предусматривает налоговые вычеты как в свою пользу, так и для близких родственников, по расходам, в частности, на обучение и медицинские услуги. Теперь этот перечень будет дополнен физкультурно-оздоровительными услугами. Если, например, стоимость годового абонемента в спортзал составляет 50 тыс. руб., то пользователь сможет вернуть себе 13% - 6,5 тыс. руб.​ Конкретные виды услуг и список организаций, на которые будет распространяться вычет, определит Минспорта. Но компенсировать затраты на дорогостоящие услуги не удастся. Расходы, по которым можно получить социальный налоговый вычет, не могут превышать 120 тыс. руб. за налоговый период (календарный год). Это означает, что максимальная сумма вычета составляет 15,6 тыс. руб. (13% от 120 тыс. руб.). Ввести новый налоговый вычет в действие предполагается в январе 2020 года.

Правовое регулирование и основные понятия.

Правоотношения между фитнес-клубами и посетителями регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (далее- Закон) и Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1025 от 15 августа 1997года. Классификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, общие требования, требования безопасности услуг, включая методы их контроля установлены «ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 18.03.2003 № 80-ст).

Физкультурно-оздоровительная услуга - это деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

Спортивная услуга - это деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в достижении спортивных результатов (ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования").

Потребитель услуги - это гражданин (организация), имеющий намерение заняться (занимающийся) физическими упражнениями и спортом для поддержания и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддержания высокой работоспособности, а также принять участие в различных видах активного отдыха и провести досуг при посещении спортивно-зрелищных, культурно-массовых и развлекательно-игровых мероприятий.

Исполнитель услуги - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие спортивные услуги.

К спортивным услугам относят:

- проведение занятий по физической культуре и спорту;

- проведение спортивно-зрелищных мероприятий;

- организацию и проведение учебно-тренировочного процесса;

- предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению;

- информационно-консультативные и образовательные услуги;

- прочие спортивные услуги.

Основные права потребителя физкультурно-оздоровительных услуг и обязанности исполнителя.

В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель услуг обязан оказать услугу потребителю, качество которой соответствует договору  и обязательным требованиям государственных стандартов, санитарных, противопожарных и других правил, обеспечивающих потребителям  качество услуг, безопасность для жизни и здоровья. В частности, при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг должны выполняться санитарно-гигиенические нормативы обеспеченности (количество занимающихся на единице площади спортивного сооружения, плавательной дорожки, танцевального   класса и т.п., не должно превышать установленного норматива; на одного занимающегося должно приходиться площади не менее утвержденного норматива).

Право потребителя на получение безопасной услуги закреплено в ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, данная статья устанавливает обязанность исполнителя услуг обеспечить безопасность услуг, а также возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности услуги.

Статья 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе услуг, о его режиме его работы и об оказываемых услугах. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Статьи 9, 11 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливают обязанность исполнителя довести до потребителя фирменное наименования (наименования) своей организации, место ее нахождения (адреса) и режим ее работы. Исполнитель услуг  размещает указанную информацию на вывеске.

Если исполнителем услуг является индивидуальный предприниматель, то он должен также предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Режим работы исполнителя услуг должен соответствовать заявленному на вывеске режиму работы.

В соответствии со ст. 10 Закона ФЗ «О защите прав потребителей» исполнитель услуг обязан своевременно довести до потребителя необходимую и достоверную информацию в таком объеме, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор. Объем информации регламентируется Законом и иными нормативными актами.

Необходимо обратить внимание на наиболее полное информирование потребителя, т.к. ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге. Данная статья дает право потребителю на основании п.1 ст.29 данного Закона в случае непредоставления полной и достоверной информации об услуге потребовать у исполнителя услуги:

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, о повторном оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока оказания услуги.

Согласно п.5 ст.28, п.3 ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителя» неустойка составляет 3% цены услуги за каждый день просрочки, но не выше стоимости услуги.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Статьи Закона РФ «О защите прав потребителей» с 13 по 15 включительно устанавливают ответственность исполнителя услуг за нарушение прав потребителей, его имущественную ответственность за причиненный вред, а также право потребителя на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем  прав потребителей.

Статья 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на отказ от исполнения договора об оказании услуг. Согласно этой статье «потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». Действующая редакция статьи заимствована из п. 1 ст. 782 ГК РФ, регулирующего условия отказа заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг, который по своему существу предполагает включение всех расходов исполнителя в цену услуги. Таким образом, потребитель в одностороннем порядке вправе отказаться от услуг, исполнитель обязан доказать размер фактически понесенных им расходов, чтобы потребитель их оплатил.

                                                                                                  


*Образцы претензии, искового заявления и постановления суда прилагаем ниже.





Файлы для загрузки:

образец претензии (15 Кб)

образец искового (17 Кб)

постановление суда (17 Кб)



Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word