Взносы на капитальный ремонт. Должны ли мы платить?

Оплата взносов на капитальный ремонт установлена требованиями статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и составляет часть платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ). В последнее время в консультационный центр для потребителей довольно часто обращаются граждане с вопросами, касающимися не только правомерности начисления взносов на капитальный ремонт, осуществления контроля за их начислением, но и в целом об обязательности данных платежей и ответственности за их неуплату. В связи с этим есть некоторые разъяснения по данному вопросу.

Обязательность платежей

В соответствии с требованиями ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, если при продаже квартиры продавец не оплатил взносы на капремонт, то его долги переходят к новому собственнику помещения.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в своем письме от 5 августа 2015г. №24470-ОД/04, сообщает, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт прямо предусмотрена нормами Жилищного кодекса РФ, при этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором.

К сведению: Федеральным законом от 29.06.2015г. №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» из Жилищного кодекса исключена норма об обязательном заключении договора между собственниками помещений в многоквартирном доме и региональным оператором.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ 12 апреля 2016 года огласил Постановление №10-П от 12.04.2016г. о взносах на капитальный ремонт (Постановление по делу о проверке конституционности положений части 1 ст.169, частей 4 и 7 ст.170 и части 4 ст.179 Жилищного кодекса РФ в связи с запросами групп депутатов ГД). Согласно данному Постановлению, взносы на капитальный ремонт, установленные Жилищным кодексом, признаны законными, соответствующими Конституции РФ, а право собственности включает в себя и заботу об общем имуществе и о сохранности многоквартирного дома.

В Постановлении указано, что очередность проведения капитального ремонта в домах должна быть объективной и прозрачной. Жильцы, не согласные с решениями местных органов власти по данному вопросу, могут оспорить эти решения в судебном порядке.

Постановление Конституционного Суда окончательно, не подлежит пересмотру и не может быть обжаловано, вступило в силу сразу после провозглашения. То есть взносы на капитальный ремонт придется платить и решение государства по этому поводу окончательное.

Также, Суд подчеркнул, что местные власти обязаны надлежащим образом проинформировать граждан о механизме финансирования капитального ремонта

Кто не платит за капремонт

Законодательство обязало платить за капремонт не всех. Это касается:

  1. жителей новостроек. Согласно части 5.1. статьи 170 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

В связи с этим, Постановлением Правительства Саратовской области от 4.09.2015г. № 450-П такой срок установлен, и он равен пяти годам с даты включения данного многоквартирного дома в областную программу капремонта. Подробную информацию вы прочтете в нашей статье;

  1. жителей аварийных домов. В соответствии с ч. 2 ст. 169 ЖК РФ взносы на капремонт не оплачиваются в случае если дом признан аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме.

Также, согласно нововведенной ч. 2.1. ст 169 ЖК РФ, с 2016 г. региональным властям рекомендовано установить льготы для пожилых людей.

Об ответственности. В соответствии с действующим законодательством при нарушении сроков уплаты взносов на капитальный ремонт собственники помещений обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени из расчета одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (части 14, 14.1 ст. 155 ЖК РФ).

В случае неоплаты взносов региональный оператор вправе требовать их уплаты с собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в судебном порядке.

Граждан, в частности, волнует вопрос, могут ли собственники жилья в многоквартирном доме быть уверенными в том, что их обязательные взносы будут направляться только на финансирование капремонта? Ответ размещен на официальном сайте Минстроя России:

«Однозначно. Предусмотрен серьезный и многоуровневый контроль за целевым использованием средств фонда капремонта - независимо от того, на каком счете он формируется. Госконтроль возложен на Росфиннадзор, органы государственного финансового контроля в субъектах РФ и органы муниципального финансового контроля, а также Счетную палату РФ, контрольно-счетные и финансовые органы регионов и муниципальных образований, Государственный жилищный надзор. Также контролировать реализацию региональных программ капремонта будут представители общественности, региональные центры общественного контроля в сфере ЖКХ».









Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word