Судам хотят запретить уменьшать штраф, присужденный в пользу потребителя


На рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект № 755217-7, предусматривающий внесение изменений в Закон РФ от 07.02.1992 г № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Как отмечает в пояснительной записке к указанному законопроекту, п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей предусматривает следующие материальные гарантии общественным объединениям потребителей и органам местного самоуправления при обращении в суд с иском в защиту потребителя: «...при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам».


Однако в настоящее время законодательное оформление штрафа, взыскиваемого за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, приводит к неоднозначному его толкованию и пониманию двумя высшими судебными инстанциями страны, и как следствие - к необоснованному уменьшению сумм штрафа, перечисляемых указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам. Так, Верховный Суд Российской Федерации признает этот штраф мерой гражданско-правовой ответственности, а Конституционный Суд Российской Федерации - самостоятельной мерой ответственности, существующей наряду с мерами гражданско-правовой ответственности.

После того, как Верховный Суд признал указанный штраф формой предусмотренной законом неустойки, суды стали снижать суммы штрафа, взыскиваемые в пользу потребителей, по требованию стороны в судебном споре.  Авторы законопроекта считают, что такой подход ущемляет права общественных объединений потребителей (ассоциаций, союзов), органов местного самоуправления, поскольку в результате такие объединения и органы лишаются законных способов возмещения их расходов на ведение в судах дел в защиту прав потребителей, что в свою очередь создает препятствия для реализации права общественных объединений потребителей (ассоциаций, союзов), органов местного самоуправления на обращение в суд в защиту потребителей.

Конституционный Суд РФ, относительно толкования п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, придерживается позиции, согласно которой анализируемый штраф является "самостоятельным видом ответственности", существующим "наряду с гражданско-правовой ответственностью".

Авторы законопроекта указывают на то, что необходимо законодательно устранить почву для дискуссий о правовой природе штрафа и дать четкую формулировку правовой нормы, сохранив законодательно установленные гарантии общественным объединениям потребителей (ассоциаций, союзов), органов местного самоуправления, реализующих право на обращение в суд в интересах потребителей.  В связи с чем в Законопроекте предлагается дополнить абз. 1 п. 6 ст. 13 Закона РФ"О защите прав потребителей" после слов "... в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя." словами "Размер штрафа не подлежит уменьшению, в том числе в связи с несоразмерностью размера штрафа последствиям несоблюдения в добровольном порядке требований потребителя".

Предлагаемые изменения направлены к пользе потребителей, которые при обращении за защитой их прав в общественные объединения потребителей и органы местного самоуправления фактически будут получать бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

Также, законопроектом предлагается обязать орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривать по существу обращения общественных объединений потребителей в защиту потребителей (неопределенного круга потребителей). Данное изменение законодательства должно повысить эффективность общественного контроля общественных объединений потребителей.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word