«Обман по ГОСТу»

В наше время производители идут на различные уловки, чтобы привлечь внимание потребителя. Нередко на упаковках продовольственных товаров можно встретить такие «кричащие» надписи как: «эко», «органик», «без ГМО», «фермерский продукт», «100% натуральный», «по ГОСТу» и тому подобное. Но соответствуют ли данные маркировки товаров действительности?

В поисках качественной и здоровой пищи, потребитель обращает свое внимание на манящие своей «натуральностью» маркировки на продуктах. При этом данные маркировки вовсе не обозначают, что товар действительно безопасный и качественный. Получается, что производитель в погоне за прибылью вводит в заблуждение потребителя. При этом большая часть «натуральных» маркировок никоим образом не регулируется законодательством, и ни к чему не обязывает производителя.

Напомним, что согласно ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Самые распространенные уловки:

«Натуральный продукт» - практически любой покупатель, увидев такую надпись на упаковке, предпочтет купить именно такой товар. Но дело в том, что законом не установлены правила, согласно которым изготовители могут использовать эту маркировку. Поэтому этикетка с данным текстом присутствует на всех продуктах, в составе которых есть природные компоненты (такие как сода, сухое молоко или яичный порошок).

«Обогащенный витаминами А, В» - такие пометки можно часто встретить на молочной продукции. Но данные продукты (молоко, сливки, сливочное масло) изначально содержат в себе эти витамины, поэтому нет смысла говорить о каких-то добавках.

«Источник клетчатки» - такую этикетку можно увидеть на черном хлебе. Этот прием очень похож на уловку с молочной продукцией. Ведь черный хлеб, по какому бы рецепту он не готовился, уже является источником клетчатки.

«Не содержит холестерина, с витамином Е» - такие надписи пестрят на многих бутылках с растительным маслом. В растительном жире вообще не может быть холестерина. Он присутствует только в жирах животного происхождения. А что касается витамина Е, так он входит в состав любого нерафинированного растительного масла (даже в тех случаях, когда это не значится на этикетке).

«Мягкое» или «Легкое» - такая маркировка часто присутствует на сливочном масле. Настоящее сливочное масло не может обладать жирностью менее 70%. Поэтому данные надписи могут говорить лишь о том, что внутри упаковки находится обычный бутербродный маргарин.

«Фитнес-продукт» - надпись такого рода говорит о том, что в этом товаре минимальное содержание калорий. Так оно и есть, но для того, чтобы добиться низкой калорийности, некоторое количество животных жиров было заменено на растительные масла. Чрезмерное употребление продуктов такого рода рано или поздно приведет к проблемам с сердечно-сосудистой системой. Также фитнес-продукты зачастую содержат в себе L-карнитин - вещество, которое якобы помогает сжигать жиры. Но данного эффекта можно добиться лишь интенсивными физическими нагрузками. Однако такая информация на этикетке не значится.

«Диетический продукт» - данная надпись не показатель того, что в этой продукции небольшое количество сахара, углеводов и жиров. Речь идет только лишь о низкой калорийности товара. Настоящая диетическая продукция не должна содержать больше 40 ккал на 100 г.

«по ГОСТу» - не всегда означает соответствие государственным стандартам. Стандарт гарантирует качество продукта, но это в случае, если обеспечено соответствие его требованиям. Если же нет, такая надпись ничего не гарантирует. К примеру, если написать на этикетке ГОСТ ИСО 9001, а потом сказать потребителю: «Наша продукция сделана по ГОСТу» - это игра на чувствах тех, кто ему верит. Ведь по факту ГОСТ ИСО 9001 - это стандарт организации управления предприятием и не соотносится с качественными характеристиками данного продукта. Бывает, когда на этикетке выводятся несуществующие номера стандартов. ГОСТов у нас в стране 32 682, включая ещё советские (для сравнения: в СССР было в 1,5 раза меньше - 18 279), из которых 2387 приходится на пищевую промышленность. Разве потребитель запомнит все эти тысячи стандартов? 

Росстандарт «на страже» ГОСТа

02.02.2019 Росстандарт предложил ввести штраф за недостоверную маркировку продукции ГОСТами. В соответствии с инициативой предусматривается введение оборотного штрафа в один процент годовой выручки компании-нарушителя и в три процента - при повторном нарушении. Предложение уже одобрила госкомиссия по противодействию контрафакту на рынке.

Глава Росстандарта отметил, что не привязанные к выручке санкции не были эффективными, поскольку производители некачественной продукции могут поставить соответствующий знак, фактически не подвергая себя каким-либо рискам.

Также напоминаем, что согласно ч.2 ст.14.7 КоАП РФ, введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.     

                                                                                    






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word