О распространении рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки


ФАС России в письме от 25.09.2017 N АК/65823/17 «О распространении рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки» высказала свою позицию относительно привлечения к ответственности за незаконную рассылку.

Рассылка рекламы по сети подвижной радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента.

Сообщается, что рассылка включает в себя только сообщения, направляемые с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (т. е., например, с использованием "коротких" или "буквенных" номеров) и сообщения, направляемые автоматически.     Сообщения, рассылаемые с номеров, входящих в российскую систему и план нумерации или предусмотренные договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи и не являющиеся автоматическими, под понятие рассылки не подпадают.

Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки (в случае осуществления рассылки по его инициативе) или оператор подвижной радиотелефонной связи (в случае осуществления рассылки по инициативе оператора) не докажет, что согласие было получено.

Согласие должно быть оформлено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать абонента. Простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не допускается.

Оператор связи абонента, которому предназначена смс-рассылка, может быть привлечен к ответственности в качестве рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе. Указанная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике. ФАС России приведен пример, в котором суд с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из положений Закона о рекламе и существующих договорных обязательств, а также роли оператора связи в распространении спорной рекламы, признал оператора связи рекламораспространителем sms-сообщения, поскольку именно совместными действиями оператора, обеспечивающего подключение к сети электросвязи предоставления технических мощностей и оказание услуг связи, а также абонента осуществлялось непосредственное доведение sms-сообщений до конечных получателей.

Также, признание оператора сотовой связи рекламораспространителем возможно, если есть сведения об осведомлении об использовании sms-услуг для доведения рекламной информации до абонента и у оператора имелась правовая и техническая возможность оценить содержание sms-рассылки и проверить у заказчика рассылки наличие согласия абонента на ее получение.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word