О тарификации услуг мобильной связи и порядке их оплаты


Правовую основу отношений между исполнителем (оператором связи) и потребителями (абонентом) услуг мобильной связи регулируют положения Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», а также Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей»), Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 года № 1342 (далее - Правила), которыми регламентируется в том числе и порядок расчетов за оказанные услуги мобильной связи. По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 54 Федерального Закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» определены формы платы услуг связи, а также порядок такой оплаты. Так, формами оплаты услуг связи являются наличные и безналичные расчеты. Согласно общему правилу порядок и форма оплаты услуг связи определяется в гражданско-правовом договоре. В п. 2 этой же статьи определены следующие основания для оплаты услуг связи:

  1. показания так называемых приборов учета услуг связи - то есть количество (продолжительность) времени, измеряемого в определенных временных единицах, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи;

  2. условия заключенного с пользователем услугами связи гражданско-правового договора об оказании услуг связи, которые в части, касающихся тарифов (тарифного плана) на услуги телефонной связи, порядка, формы и системы оплаты этих услуг, не должны противоречить требованиям, предъявляемым к форме и порядку расчетов за оказанные услуги телефонной связи, установленным в Правилах оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 года № 1342.

В связи с многочисленными обращениями по вопросам, связанным с тарификацией услуг подвижной связи, Роспотребнадзор счел необходимым дать соответствующие разъяснения (информация с сайта службы от 30.09.2015г.).

Тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, а также по набору и объему оказываемых услуг телефонной связи (п. 30 Правил). При этом оператор связи может предлагать различные тарифные планы в зависимости от применяемых видов тарификации и систем оказываемых услуг (а также их сочетания), и при формировании тарифных планов могут применяться следующие виды тарификации:

- абонентская система оплаты, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг телефонной связи;

- повременная система оплаты, не предусматривающая постоянную сумму оплаты и зависящая от количества оказанных услуг телефонной связи в единицах, определенных оператором связи;

- комбинированная система оплаты, при которой услуги телефонной связи, не превышающие определенного объема за определенный (расчетный) период, оказываются за постоянную сумму оплаты, и отдельно оплачиваются услуги телефонной связи, превышающие указанный объем.

Согласно п. 35 настоящих Правил принятая оператором связи единица тарификации, используемая для учета продолжительности каждого телефонного соединения, не может быть более 1 минуты. Плата за телефонное соединение определяется исходя из его продолжительности, выраженной в количестве единиц тарификации соединения по сети связи, и оператор связи обязан установить не менее одного тарифного плана с единицей тарификации телефонных соединений не более 1 секунды.

Продолжительность телефонного соединения для целей определения размера платы отсчитывается с 1 секунды после ответа вызываемого оборудования до момента отбоя вызывающего оборудования, заменяющего пользователя в его отсутствие (перечень такого оборудования приведен в п. 37 настоящих Правил). Телефонное соединение продолжительностью менее 3 секунд в объеме оказанных услуг телефонной связи учету не подлежит.

Согласно п. 26 любой абонент вправе получать дополнительную информацию об оказанных услугах телефонной связи (детализацию счета), в том числе с указанием даты и времени установления соединений, их продолжительности и абонентских номеров. А оператор связи обязан, по требованию абонента или пользователя предоставлять дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг телефонной связи (п. 24 настоящих Правил).






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word