Родительский контроль школьного питания


Важным фактором в обеспечении безопасности школьного питания является организация родительского контроля. Одними из «проверяющих» в данном случае выступают представители родительского комитета. Право представителей родительского комитета на участие в организации и контроле школьного питания, как правило, закрепляется в нормативных документах образовательного учреждения, таких, например, как: положение о родительском комитете; положение об организации питания образовательного учреждения. При этом обязанности по непосредственной организации питания возложены на образовательное учреждение.

У школы должны быть документы, подтверждающие наличие в ней структурного подразделения, обеспечивающего учеников питанием (например, столовой), договор на организацию питания с иной организацией (индивидуальным предпринимателем договор (*форма договора прикреплена к статье)), отдельное помещение для приема пищи учениками (ч. 1 ст. 37 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Приложение к Письму Рособрнадзора от 04.08.2017 N 05-375).

Из числа представителей родительского комитета, а также педагогических работников создается специальная комиссия, на которую возлагаются обязанности по организации общественного контроля за питанием. Состав комиссии утверждается в начале каждого учебного года директором образовательного учреждения. Также формируется план работы комиссии в части проведения различных проверок.  В частности, контроль осуществляется над:

- соответствием ежедневного меню (меню-раскладки) примерному меню по набору блюд, требованиям СанПиН по составу и выходу блюд, соответствием веса порций меню, вкусовым качествам предлагаемых блюд;

- отсутствием в дополнительном меню запрещенных к реализации детских организациях продуктов;

- соблюдением культуры обслуживания обучающихся;

- санитарным состоянием обеденного зала и пищеблока;

- своевременностью проведения лабораторных и инструментальных исследований в соответствии с рекомендациями, в соответствии с приложением N 12 к СанПиН 2.4.5.2409-08 и договором с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Общественная комиссия по контролю за организацией питания учащихся периодически (но не реже 1 раза в квартал) отчитывается о работе по осуществлению контроля и выполнению данных ей поручений на совещании при директоре школы.

Примерная инструкция по контролю для родителей (представителей родительского комитета).

1.После звонка на перемену понаблюдайте в обеденном зале: как дети входят в зал, как рассаживаются за столы, как ведут себя за столом, какова культура приема пищи, кто убирает посуду, как дети покидают обеденный зал, кто и когда накрывает на
столы, кто сопровождает детей, и т.д.

2.Изучите меню и сравните его с фактическим набором блюд.

3.Снимите пробу блюд, предлагаемых детям, и дайте оценку их вкусовых качеств.

4.Изучите недельное или 10-дневное меню и выясните: кто составляет меню, разнообразие блюд, наличие и разнообразие овощного меню, подсчитайте калорийность по составу продуктов и сравните с рекомендуемыми нормативами, стоимость завтраков и обедов и ее обоснованность, где столовая закупает продукты питания и как они хранятся.

5.Поинтересуйтесь также: организационно-правовой формой школьной столовой, кто готовит блюда (доготовочная или все блюда готовятся работниками пищеблока), есть ли санитарные книжки у работников пищеблока, наличием бракеражного журнала и его содержанием, наличием суточной пробы и ее хранением, кто проводит бракераж пищи и когда это было сделано в день проверки, всё ли оборудование пищеблока исправно, наличием спецодежды у работников пищеблока, когда последний раз проверялось санитарное состояние пищеблока, кем, какие сделаны замечания, предложения и как они выполнены.

6.Как организовано руководство школьным питанием: наличие графика работы столовой, есть ли льготное питание школьников, кто получает бесплатное молоко, организация дежурства, как организовано обучение детей культуре питания, какая работа проводится с родителями о правильном питании школьников, роль школьной медсестры в вопросах организации школьного питания.

7.Проанализируйте полученные факты и совместно с администрацией школы решите, что должны делать администрация, родители, работники пищеблока в деле улучшения питания детей, определите сроки исполнения.

8.Не забудьте проверить исполнение рекомендаций. Добивайтесь действенности контроля, а не его видимости.

Пример инновационного способа организации контроля.

Журнал «Азбука права» представил пример организации родительского контроля за организацией школьного питания в г. Москве. Здесь разработан электронный сервис "Просмотр информации о посещении и питании в школе, детском саду, колледже", позволяющий получить, в частности, следующую информацию (п. п. 2.6.2, 2.6.3 Регламента, утв. Распоряжением Департамента информационных технологий г. Москвы от 25.08.2017 N 64-16-421/17):

- о питании ребенка в школе в виде данных о наборе и составе рационов горячего питания обучающегося, получающего питание за счет средств бюджета г. Москвы (при наличии льготы), и о составе горячего питания обучающегося, получающего платное питание (включая комплексное горячее питание и буфетную продукцию);

- о текущем остатке средств на лицевом счете обучающегося.

Воспользоваться указанным электронным сервисом могут родители (законные представители) обучающегося и с их согласия иные лица. При этом необходимо иметь доступ к подсистеме "Личный кабинет" Портала государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы, интегрированного с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" (п. 2.1 Регламента).

Электронный сервис предоставляет также возможность управления платным питанием, в том числе (п. 2.8 Регламента):

- разрешать/запрещать доступ обучающемуся к буфетной продукции;

- устанавливать лимит дневных трат обучающегося на буфетную продукцию;

- устанавливать индивидуальную схему, формировать/отменять заказ на горячее питание, управляя периодом действия индивидуальной схемы питания обучающегося.

Нормативная база по теме.

Организация питания в школе должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и ряда других нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации"

- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018);

- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) "О защите прав потребителей"

- Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании";

- Технические регламенты Таможенного союза на пищевые продукты;

- СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»

- СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;

- СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

- СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

- МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах»






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word