Информация для потребителей: особенности предоставления платных медицинских услуг

В настоящее время медицинские учреждения, оказывающие платные медицинские услуги пользуются большим спросом. При обращении в такие учреждения потребители должны знать некоторые особенности предоставления платных медицинских услуг.

Заключение договора - это обязательное условие, поэтому если подписать его Вам не предлагают - лучше, не задумываясь, обратиться в другую клинику.

Договор о предоставлении платных медицинских услуг признается публичным договором, предполагающим, что медицинская организация оказывает медицинские услуги каждому обращающемуся лицу. Не допускается отказ медицинской организации от заключения договора при наличии возможности оказать соответствующие услуги. Кроме того, при заключении договора не допускается оказание медицинской организацией предпочтения одному лицу (пациенту) перед другим (п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ). При уклонении медицинской организации от заключения договора пациент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возместить убытки, причиненные необоснованным отказом от его заключения (п. 3 ст. 426 ГК РФ).

Следует знать, что оказание платных медицинских услуг регламентируется Законом РФ от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее Правила).

Итак, договор о предоставлении платных медицинских услуг заключается заказчиком (потребителем) и исполнителем, в котором:

- заказчиком является физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

- потребителем является физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором (пациент);

- исполнителем является медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям (пациентам).

О порядке предоставления пациенту (заказчику) информации о перечне платных медицинских услуг

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке (п. 3 Правил). При этом приложение к каждому заключаемому договору перечня всех работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, также, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых медицинской организацией работ (услуг), не требуется (Информация Роспотребнадзора от 08.03.2016).

Вместе с тем медицинская организация должна по вашему требованию предоставить вам для ознакомления копию лицензии на медицинскую деятельность с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с лицензией.

Согласно п. 14 правил, при заключении договора по требованию пациента (заказчика) ему должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

1) порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

2) информацию о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

3) информацию о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

4) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Кроме того, до заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет пациента (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, может снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья пациента.

О форме и содержании договора

Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме (п. 16 Правил).

Договор о предоставлении платных медицинских услуг должен содержать:

1) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилию, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности и дату ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

2) сведения о пациенте (заказчике):

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон пациента (законного представителя пациента);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица либо наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

3) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

4) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

5) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

6) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

7) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

8) порядок изменения и расторжения договора;

9) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Договор составляется в трех экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у пациента. Если договор заключается пациентом и исполнителем, он составляется в двух экземплярах.

Необходимо знать: Цена товаров, работ и услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ).

На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию пациента (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

ВАЖНО: В соответствии с п.п. 19-20 Правил, если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом пациента (заказчика) и получить его согласие.

Следует отметить, что любому человеку в целях устранения угрозы жизни гарантирована бесплатная экстренная медицинская помощь. Пунктом 21 Правил предусматривается оказание такой помощи, в том числе, и частной медицинской клиникой. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, то такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". На основании ч. 2 ст. 11 Закона №323-ФЗ отказ в оказании в такой помощи не допускается.

  Уважаемые потребители! За необходимыми разъяснениями, составлением претензий, исковых заявлений, обращений в контрольно-надзорные органы в случае оказания платных медицинских услуг ненадлежащего качества, вы можете обратиться в Консультационный центр для потребителей по адресу: г. Саратов, ул. Б. Горная, д. 69, каб. № 403; e-mail: zpp@gigiena-saratov.ru; телефон 8-8452-39-49-01.













Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word