Об информации, предоставляемой потребителю при заключении договора оказания платных медицинских услуг


Права потребителей, независимо от того, какого вида приобретаются товары и услуги, регулируются Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" законодательство о защите прав потребителей применяется и к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, том числе в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования.

Большинство потребителей не являются специалистами в области медицины и без предоставления необходимой информации не могут осуществить правильный выбор оказываемых услуг. Перечень этой информации содержится в Постановлении Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг". В соответствии с ним при заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

Также, потребителю должен быть предоставлен порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг, информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу, его профессиональном образовании и квалификации, информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.

До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика). Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения, об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

Стоит отметить, что по информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, непредоставление полной и достоверной информации об исполнителях и оказываемых ими медицинских услугах является одним из основных нарушений прав потребителей. В связи частыми обращениями граждан с жалобами на некачественное оказание медицинских услуг, Роспотребнадзор на своем официальном сайте разместил необходимые разъяснения по вопросам защиты прав потребителей платных медицинских услуг. 

Также, об особенностях заключения договора на оказание платных медицинских услуг вы можете почитать в нашей статье. 

Уважаемые потребители! В случае, если при получении платных медицинских услуг ваши права были нарушены получением недостоверной информацией, навязыванием дополнительных платных услуг, включением в договор, ущемляющих условий, оказанием некачественных услуг, вы можете обратиться в Консультационный центр для потребителей за необходимыми разъяснениями, составлением претензий, исков и жалоб в контрольные органы

Мы находимся: г. Саратов, ул. Б. Горная, 69, 4 этаж, каб. № 403,

телефон для справок: 8-8452-39-49-01