Информация для потребителей о правилах продажи продовольственных товаров

Продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки (п.9 ст.2 ФЗ от 28.12.2009г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Правила продажи продовольственных товаров регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г., Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» №29-ФЗ от 02.01.2000г., «Правилами продажи отдельных видов товаров» Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998г., Приказом от 01.12.1994г. «Об утверждении примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке».

Информация о товарах и ответственность за непредставление таковой

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров (гл.2 «Особенности продажи продовольственных товаров» Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998г.), продавцы при продаже продовольственных товаров должны довести до сведения покупателя следующую информацию (информация указывается на этикетке или на потребительской упаковке продукции):

- наименование товара;

- наименование и место нахождения изготовителя товара;

- сведения о составе и пищевой ценности продукта (калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);

- наименование входящих в состав продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки и генно-модифицированные организмы;

- количество пищевой продукции (указывается объем или масса);

- назначение и область применения (детское питание, диетическое питание, БАДы);

- противопоказания для употребления в пищу при определенных заболеваниях;

- способы приготовления пищевой продукции (для полуфабрикатов, концентратов);

- сведения о стандартах производства продукции (ГОСТ, ТУ)

- дату изготовления, дату упаковки и срок годности пищевой продукции;

- условия хранения пищевой продукции.

По требованию покупателя продавец продовольственных товаров обязан ознакомить его с сертификатом или декларацией о соответствии (или с заверенной копией), либо с товарно-сопроводительными документами. Непредставление покупателю обязательной информации о продовольственных товарах, является основанием для возврата товара по желанию покупателя. Поэтому рекомендуется сразу ознакомить потребителя со всеми интересующими его сведениями, и не ждать предъявления претензий.

Требования к организации торгового процесса

Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец должен произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

Пищевые продукты непромышленного изготовления (продукты, полученные гражданами, занимающимися садоводством, животноводством, огородничеством и иными видами деятельности), реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей ветеринарного свидетельства, которое предъявляется покупателю по его требованию.

Продовольственные товары в торговом зале размещают с соблюдением товарного соседства, режима хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения). Скоропортящиеся продовольственные товары выкладывают в охлажденных прилавках и витринах по видам продуктов. Подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится раздельно. Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, товар находящийся в торговом зале не на прилавках, должен быть размещен на поддонах. Продажа яиц в отделах реализующих нефасованные продукты, готовые к употреблению не допускается. Для упаковки продовольственных товаров используются материалы, соответствующие обязательным требованиям санитарно-гигиенических правил и стандартов.

Пищевые продукты, случайно упавшие на пол или загрязненные другим путем признаются санитарным браком и к продаже не допускаются. Доставка пищевых продуктов на дом, должна осуществляться в условиях, обеспечивающих их сохранность, качество, безопасность и исключающих их загрязнение и порчу.

Ответственность за качество реализуемых товаров несет предприятие торговли, в торговом зале должны быть установлены контрольные весы в доступном для покупателей месте также должен быть оформлен уголок потребителя с «Книгой жалоб и предложений».

Права потребителей при приобретении некачественного, просроченного товара

Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», каждый покупатель имеет право на приобретение безопасного для своей жизни и здоровья товара. Продавцы, реализующие просроченные товары, нарушают основные требования вышеуказанного закона, а также других Федеральных законов, санитарных правил и норм. Продукция с истекшим сроком годности является некачественной и даже опасной, представляющей угрозу здоровью и жизни человека, и не должна подлежать реализации. Некачественные пищевые продукты должны быть изъяты из оборота. В случае обнаружения просроченного продукта уже дома, вы имеете право отнести его обратно в магазин и потребовать возврата денег, либо замены товара (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Даже если срок годности продукта еще не истек, но в нем присутствуют посторонние запахи и привкусы не свойственные данному виду продукта, плесень и другие дефекты, вы также можете отнести его в магазин и потребовать вернуть деньги, - вероятно в магазине были нарушены условия хранения продуктов, либо поставщиком был доставлен данный товар ненадлежащего качества. Если в продукте был обнаружен инородный предмет, то Вы можете отдать товар для проведения независимой экспертизы в экспертное бюро. Экспертиза покажет, что товар был испорчен не Вами и оценит потенциальный ущерб Вашему здоровью от покупки.

Если Вы отравились просроченными или некачественными продуктами, и попали в больницу, то необходимо обязательно сохранить все письменные документы, свидетельствующие о нахождении в больнице, покупке лекарств, и с ними обратиться в магазин с требованием, чтобы Вам возместили затраты на лечение.

Если в магазине Вам отказывают в возврате денег, Вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор (410028 г. Саратов, ул. Вольская,7, тел. 20-18-58). Также можно оставить заявление на официальном сайте Роспотребнадзора, либо позвонить на горячую линию.

При приобретении продуктов питания обязательно обращайте внимание на информацию, указанную на этикетке, особенно на сроки хранения, это поможет сберечь Вам здоровье и убережет от лишних затрат.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word