Об ответственности организаций общепита за сохранность вещей посетителей


В соответствии с п. 5 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации, в том числе запрещать посетителям находиться в верхней одежде.

В связи с этим наиболее часто у потребителей услуг общественного питания возникает вопрос об ответственности кафе, ресторанов и иных организаций общепита, за сохранность вещей, оставленных посетителями в отведенных для этого местах.

Основания ответственности хранителя

Статьей 924 ГК РФ предусмотрено, что хранитель вещи, сданной в гардероб, обязан принять все меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.). Правила настоящей статьи применяются, в том числе, к хранению верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях.

Оборудуя места для хранения вещей посетителей (например, устанавливая в зале вешалки для верхней одежды), организация тем самым предлагает посетителю воспользоваться услугой безвозмездного хранения его вещей на время получения услуги общепита. Таким образом, факт наличия в организации мест, предназначенных для хранения верхней одежды, головных уборов, зонтов и иных подобных принадлежащих посетителям вещей, является офертой. В свою очередь, посетитель, оставляя свои вещи в отведенном для этого месте (например, верхнюю одежду на вешалке), принимает предложенную услугу. С этого момента организация несет ответственность за утрату или повреждение вещей посетителя, оставленных в отведенном для этого месте.

Обратите внимание, что в соответствии со ст. 901 ГК РФ за утрату, недостачу или повреждение принятых на хранение вещей после того, как наступила обязанность поклажедателя взять эти вещи обратно (к примеру, если посетитель покинул ресторан, не забрав свои вещи из отведенного для хранения места), хранитель отвечает лишь при наличии с его стороны умысла или грубой неосторожности.

Размер ответственности

В соответствии со ст. 902 ГК РФ при безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

Если в результате повреждения вещи ее качество изменилось настолько, что она не может быть использована по своему назначению, посетитель вправе от нее отказаться и потребовать от организации возмещения стоимости этой вещи, а также других убытков, если иное не предусмотрено законом.

К примеру, если в период пребывания посетителя в кафе, пропадет оставленный им на вешалке головной убор, организация обязана возместить посетителю полную рыночную стоимость (на дату пропажи) утраченной вещи. В случае если вещь повреждена, но не утрачена полностью, хранитель должен возместить разницу между рыночной стоимостью вещи до ее повреждения и рыночной стоимостью вещи после повреждения.

Если же вещь будет испорчена настолько, что потеряет свои потребительские свойства, посетитель вправе отказаться забирать поврежденную вещь и может потребовать от организации выплатить ему рыночную стоимость такой вещи.

Напомним, что правила статьи 924 ГК РФ применяются также к хранению верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях. За ценные вещи посетителя, оставленные в отведенных для хранения одежды, головных уборов, иных аналогичных вещей местах, организация ответственности не несет. Это означает, что если в кармане пальто, которое посетитель оставил на вешалке в кафе, находились деньги, документы, телефон и иные ценные вещи, и они пропали из кармана за время, проведенное посетителем в кафе, то организация, которой принадлежит кафе, не обязана возмещать посетителю убытки отданной пропажи.








Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word