Обязательно ли ставить датчик загазованности?

На территории Саратовской области вновь зафиксированы случаи навязывания приборов контроля загазованности воздуха в помещении. Для визита разъездные агенты (продавцы приборов) выбирают многоквартирные дома, где живут старики, ходят в будни, в рабочее время, рассчитывая на отсутствие других домочадцев. В консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» обратилась обманутая пенсионерка с просьбой помочь ей вернуть денежные средства. По её словам, представитель торговой организации ООО ГОСТГАЗ убедил её, что установка таких устройств обязательна во избежание трагедии из-за взрыва газа. Пенсионерка поверила продавцам и отдала за сигнализатор утечки газа 7900 рублей.

В своей работе представители фирмы ссылаются на Постановление Правительства РФ № 410 от 14.03.2013 года «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Однако в указанном нормативном документе нет даже упоминаний об обязательной установке датчиков утечки газа в квартирах граждан. Постановление регламентирует Правила технического обслуживания и ремонта газового оборудования на территории дома и квартиры и действительно упоминает системы контроля загазованности помещений. Но эти устройства устанавливаются на газопроводах и должны автоматически отключать подачу газа в случае утечки.

Обращаем Ваше внимание: действующее законодательство не предусматривает обязанности абонента устанавливать подобные газовые сигнализаторы в помещениях многоквартирных домов, где установлены газовые плиты. В соответствии с требованиями нормативных технических документов системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа в многоквартирных жилых зданиях обязательны к установке, когда в жилых помещениях размещается отопительное и (или) водогрейное газоиспользующее оборудование. В остальных случаях газосигнализатор может быть установлен исключительно по инициативе жильца.

К тому же, нормативными документами не предусмотрена ответственность жильцов многоквартирных домов за отсутствие газоанализаторов в квартирах, в связи с чем, доводы продавцов о возможных отключениях газа и штрафах за отсутствие приборов контроля утечки газа направлены на введение граждан (преимущественно пожилого возраста) в заблуждение с целью убедить их установить прибор.

Действия продавцов, навязывающих установку данных приборов, носят противоправный характер. Пенсионерка обратилась в торговую организацию ООО ГОСТГАЗ, с требованием вернуть деньги, но получила отказ. В офисе компании ей ответили, что она была предупреждена, что товар вернуть нельзя, знала, что подписывала, время ознакомиться с информацией будто бы у неё было, а приобретенный товар нельзя вернуть, так как товар входит в Перечень не подлежащих возврату как бытовое газовое оборудование и является технически сложным устройством.

Нам очень хочется предупредить пенсионеров, чтобы люди знали, что приобретенные данные приборы не подлежат обмену и возврату надлежащего качества, и поэтому покупателям и отказывают в их возврате. Но если оборудование неисправно и имеется заводской брак, выявленный после начала использования товара, то на него распространяются всё те же требования о возможности его возврата или обмена. Для более объективной правовой оценки необходимо ознакомиться с техническими документами на данный товар.

Более того: в соответствии со ст. 8, ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать представления необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах; продавец обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах обеспечивающую возможность их правильного выбора. Какую информацию давали пенсионерам? Исчерпывающая ли она? Какие хитрости применял продавец, чтобы сбыть товар? Не вводил ли он потребителей в заблуждение относительно характеристик, свойств товара? Все это подлежит оценке. И если права действительно были нарушены, а магазин не желает этого признавать, то у потребителя есть несколько путей, разобраться с недобросовестным продавцом: направить официальное обращение в надзорные органы или обратиться с иском в суд.

Если в Ваш многоквартирный дом пришли газовики: как обойти уловки таких агентов

Если неизвестный представился сотрудником газовой службы и просит пройти в ваш дом:

  • Позвоните в УК или газовую службу.

Заранее сохраните в доступном месте телефоны обслуживающей ваш дом газовой службы. Если к вам постучался сотрудник газовой службы, позвоните в управляющую компанию и обслуживающую ваш дом газовую организацию и уточните, действительно в данный момент в вашем доме проводится проверка газового оборудования. О проверках оборудования собственников жилья должны оповещать за несколько дней.

  • Попросите предъявить удостоверение.

Специалисты, которые приходят проверять газовое оборудование, обязаны иметь при себе служебное удостоверение, выданное газовой службой, обслуживающей ваш дом. Уточните в газовой службе, числится ли в их штате такой сотрудник.

  • Не подписывайте документов, не обдумав или не посоветовавшись с близкими людьми.

Практически все технически сложные товары бытового назначения по закону не подлежат возврату без доброй воли продавца. Не спешите - выслушав предложение продавца, возьмите перерыв на принятие решения. Спросите у продавца контактные данные, уточнив, что позвоните, когда решите приобрести товар.

Кроме всего прочего, согласно нормативным документам системы контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа в жилых зданиях обязательны к установке только в двух случаях: когда тепловая мощность газового оборудования свыше 60 кВт, и если газовое оборудование установлено в подвальных, цокольных этажах или в пристройке к зданию. Мощность обычной 4-х конфорочной газовой плиты составляет не более 9 кВт, Таким образом, газоанализатор в квартире может быть установлен исключительно по инициативе жильца СП 62.13330.2011 ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002.

Уважаемые потребители, в случае необходимости получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в консультационный центр для потребителей, по адресу: г. Саратов, ул. Большая Горная, 69, каб. 403, тел. 8 (8452) 39-49-01, а также консультационный пункт для потребителей, по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 7 каб. 102; тел. 8 (8452) 49-12-47







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word