Санитарно-эпидемиологические требования к организациям мелкорозничной торговой сети


Требования   к    организациям  мелкорозничной   торговой сети установлены   в  Техническом  регламенте  Таможенного   союза  ТР ТС 021/2011 «О  безопасности  пищевой  продукции», Санитарных  правилах СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  организациям  торговли  и   обороту  в  них продовольственного  сырья   и пищевых  продуктов», ГОСТ 51773-2009 «Услуги  торговли. Классификация  предприятий  торговли», Правила  продажи  отдельных  видов  товаров, утвержденные  Постановлением Правительства  РФ  от  19.01.1998г.  № 55.

В  ГОСТ 51773-2009  даны   следующие  определения   предприятий торговли:

Предприятие розничной торговли: предприятие торговли, осуществляющее продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Развозная торговля: торговля, осуществляемая вне стационарного торгового объекта, с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.
Примечание - Развозная торговля включает в себя автофургоны, автоцистерны, сельские автолавки и автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда и пр.

Автоцистерна: Передвижной торговый объект, осуществляющий развозную торговлю, представляющий собой изотермическую емкость, установленную на базе автотранспортного средства и предназначенную для продажи живой рыбы и жидких продовольственных товаров в розлив (квас, пиво, вино).

Лоток: Передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, представляющий собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, рассчитанную на одно рабочее место продавца, на площади  которой  размещен товарный запас на один день.

Тележка: Передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штучных товаров.

Торговый автомат: Стационарный некапитальный торговый объект, представляющий собой автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия  продавца.

Выше  перечисленные  объекты  можно  отнести  к  предприятиям  мелкорозничной  торговой  сети.

В  СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  организациям  торговли  и   обороту  в  них продовольственного  сырья   и пищевых  продуктов»  регламентированы   требования   к   размещению, планировке, устройству, санитарно- техническому  состоянию, содержанию   организаций  торговли   пищевыми  продуктами, условиям  транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации   продовольственного  сырья  и  пищевых  продуктов, а  также   к  условиям  труда.

На предприятиях торговли всех видов и типов должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья покупателей, соблюдение действующих правил торговли.

Территория  организаций  торговли  и  примыкающая  к  ней  по  периметру благоустраивается  и  содержится  в  чистоте. Хранение  тары  на  прилегающей  территории  не  допускается. Оборотная  тара после завершения  работы  в  организациях   мелкорозничной  сети  ежедневно  вывозится  на  базовое  предприятие  изготовителя (поставщика) пищевой  продукции.

Не  допускается  размещение стационарных  организаций  мелкорозничной   торговли  напитками  в  розлив  в  неканализованных  местах  и  без  наличия  водопровода. Стационарные  организации торговли  обеспечиваются  водоснабжением  и  канализацией. Все стационарные  организации мелкорозничной  сети оборудуются  туалетами  и  раковинами  для  мытья  рук  персонала.

Нестационарная  торговая  сеть  размещается  в  местах, оборудованных  туалетами.

В холодный период года температура на рабочем месте продавца в стационарных организациях мелкорозничной сети не должна быть ниже 18 °С, в летний период - не выше 26 °С. Показатели микроклимата в стационарных организациях мелкорозничной сети должны отвечать требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений.

В  организациях  мелкорозничной  сети  (палатках, автолавках, автоприцепах)   допускается  реализация  комбинированного ассортимента товаров при наличии соответствующих условий для  их  хранения  и   реализации.  При наличии в организации одного рабочего места допускается продажа пищевых продуктов лишь в промышленной упаковке. Отпуск хлеба, выпечных кондитерских и хлебобулочных изделий осуществляется в упакованном виде. Реализация скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования не допускается.

Согласно Технического  регламента  Таможенного   союза  ТР ТС 021/2011 «О  безопасности  пищевой  продукции», при  реализации  пищевой  продукции  должны   соблюдаться  условия  хранения и  сроки  годности   такой  продукции, установленные  ее  изготовителем.

В период массового поступления картофеля и свежей плодоовощной продукции допускается продажа овощей и фруктов с лотков, тележек и др., а также на открытых овощных базарах.

В период массового поступления картофеля и свежей плодоовощной продукции допускается продажа овощей и фруктов с лотков, тележек, палаток, а также на открытых овощных базарах. Реализация картофеля, свежей плодоовощной продукции, в т.ч. бахчевых, навалом, с земли   не осуществляется. Обеспечивается  наличие торгового  оборудования  (контейнеров, поддонов)  для  складирования  плодоовощной  продукции.

Продажа бахчевых культур частями и с надрезами не допускается.

Горячие готовые изделия (пирожки, беляши, чебуреки, котлеты и др.) должны отпускаться из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек.

Передвижные средства мелкорозничной сети по окончании рабочего дня подвергаются санитарной обработке на базовой организации. Хранение передвижного и переносного торгового оборудования и реализуемых пищевых продуктов на дому у продавцов не осуществляется.

Автоматы для реализации напитков в розлив обеспечиваются одноразовыми стаканами.

Продажа яйца в мелкорозничной сети осуществляется при температуре воздуха не выше 20 °С и не ниже 0 °С.

Продавец (владелец) мелкорозничной сети обеспечивает:

а) содержание палатки, киоска, автофургона, тележки, лотка, а также окружающей территории в чистоте;

б) прием и реализацию пищевых продуктов с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность;

в) контроль за соблюдением сроков годности и правил отпуска пищевых продуктов (при отпуске пользоваться щипцами, совками, лопатками и др.).

Продавец (владелец) строго соблюдает правила личной гигиены, должен быть опрятно одетым, носить чистую санитарную одежду (включая специальный головной убор), нагрудный фирменный знак организации, его наименование, адрес (местонахождение), Ф., И., О. продавца.

Продавец (владелец) должен иметь при себе и предъявлять должностным лицам  личную медицинскую книжку установленного образца, документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность реализуемой продукции.

В ГОСТ 51773-2009 «Услуги  торговли. Классификация  предприятий  торговли» определено: предприятия торговли должны доводить до сведения покупателей в наглядной и доступной форме необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах и продаваемых товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Требования к содержанию информации для потребителей определяются действующим законодательством и правилами продажи товаров отдельных видов (Правила  продажи  отдельных  видов  товаров, утвержденные  Постановлением Правительства  Российской Федерации  от  19.01.1998 г.  № 55).

Предприятие торговли должно иметь вывеску с указанием фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса.

Кроме  этого, в  соответствии  с  Правилами  продажи  отдельных  видов  товаров, утвержденные  Постановлением Правительства  Российской Федерации    от  19.01.1998 г.  № 55: «Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

При продаже товаров, осуществляемой посредством  разностной  торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

Ситуация по качеству и безопасности  пищевой  продукции, реализуемой  предприятиями мелкорозничной   сети  Саратовской области остается на постоянном контроле Управления Роспотребнадзора с обязательным привлечением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» для проведения лабораторных исследований  и гигиенической оценке по результатам  данных  исследований.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word