Защита прав потребителей медицинских услуг


Развитие технологий с каждым годом набирает всё большие обороты, прогресс семимильными шагами идёт по планете. Еще десять лет назад мобильный телефон представлял собой исключительно средство связи, а сегодня он заменяет и навигатор, и фотоаппарат, и видеокамеру, с помощью него можно даже измерить пульс или «сварить» чашку кофе. В целом появились сотни гаджетов, о которых раньше можно было только мечтать.

Технологии совершенствуются практически во всех сферах нашей жизни. Так, недавно появилась новость о разработке российскими учеными "нейродвойника" человека - виртуальный аналог организма, который в режиме реального времени сможет следить за здоровьем и отправлять медицинские данные в персональный аккаунт пациента. Разработки ведутся в Нижегородском государственном университете имени Лобачевского. По словам исследователей, в будущем это поможет избавиться от медицинских карт и перейти к персональным аккаунтам, в которых будет накапливаться информация о состоянии здоровья и всех медицинских процедурах, которые тот или иной человек проходил. При этом такая программа сможет не только следить за здоровьем, но и анализировать полученные данные. "Все персональные нейросетевые агенты смогут взаимодействовать между собой, обмениваясь опытом. Таким образом будет создан коллективный адаптационный разум, состоящий из огромного количества небольших систем искусственного интеллекта", - рассказал ведущий ученый лаборатории перспективных методов анализа многомерных данных университета, профессор университета Лестера (Великобритания) Александр Горбань. Также разработчики планируют научить систему предлагать пользователю варианты дальнейших действий, которые в зависимости от ситуации могут варьироваться в диапазоне от "вам нужно хорошенько выспаться" до "вам необходима срочная консультация кардиолога" или "срочно вызывайте скорую!".

В свете вышеуказанного новостного релиза, хотелось бы поговорить о защите прав потребителей платных медицинских услуг, ведь самым важным и необходимым в жизни каждого человека было, есть и остается - здоровье. Платные медицинские услуги представляют собой дополнение к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах Российской Федерации.

Анализ судебной практики позволяет сделать неутешительный вывод о том, что, к сожалению, на данный момент нередки случаи некачественного оказания медицинских услуг. Безусловно, часть исковых требований граждан к медицинским организациям  является необоснованной, и их подача продиктована желанием пациента получить денежные средства за уже оказанные медицинские услуги или получить на безвозмездной основе какие-либо дополнительные услуги, не входящие в предмет основного договора. Однако и сами медицинские организации нередко закрывают глаза на «Клятву Гиппократа», и стремятся в первую очередь заработать как можно больший капитал, не обращая должного внимания на качество оказанных услуг. Согласно статистике, наибольшее количество исковых требований по защите прав потребителей было направлено в адрес медицинских организаций, занимающихся оказанием стоматологических и косметологических медицинских услуг. Так права целого ряда потребителей косметологических клиник были нарушены из-за использования последними некачественных медицинских препаратов, а также ввиду отсутствия у подобных организаций медицинской лицензии.

Стоит обратить внимание на то, что согласно п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2019) предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" закреплены особенности оказания подобных услуг. В частности, в п.11 Правил говорится об обязанности исполнителя медицинских услуг предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения: а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется); б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа); г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Согласно п. 13 Правил потребитель вправе потребовать для ознакомления копию учредительного документа медицинской организации, копию свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг). Договор о предоставлении платных медицинских услуг (далее - договор) заключается потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, потребителе услуги, информацию о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимости, сроках и порядке их оплаты, условиях и сроках предоставления платных медицинских услуг, ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядке изменения и расторжения договора, иных условиях, определяемых по соглашению сторон (п. 16, 17 Правил). Следует отметить, что согласно п. 27 Правил исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. Согласно п. 28 Правил, платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя. В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п. 31 Правил).

Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами данной статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Согласно ст. 14 Закона вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме. В случае, если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства (п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона). В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. В соответствии с п.6 ст.13 Закона, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно п.3 и п.4 ст.98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2019) вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что на данный момент обширная законодательная база является мощным оружием в борьбе за защиту прав потребителей медицинских услуг. Однако, как отмечалось ранее, прогресс не стоит на месте и рынок услуг, в том числе и медицинских, с каждым днем подвергается всё большему влиянию технологий, а посему развитие законодательной базы также не должно отставать от прогресса. Будет ли разработан новый законодательный акт для «нейродвойника» человека? Об этом мы узнаем в самом недалеком будущем.

Будьте здоровы!)






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Актуальные темы