Неправильный нежим дня у школьника как фактор, провоцирующий возникновение депрессивных состояний

Если Ваш ребенок жалуется на усталость, плохой сон, капризничает, не желает посещать дополнительные занятия, кружки, секции,  и при этом его физическое здоровье не страдает, стоит обратить внимание на его психологическое состояние и выявить причины. Возможно,  он поздно ложится спать, засиживаясь за компьютером, мало гуляет на свежем воздухе, то есть у него нарушен режим дня. Отсутствие привычки все делать в определенное время или закрепление привычки поздно ложиться спать может привести к стрессу, а в последствии к развитию депрессии у ребенка.

Режим дня школьника в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы: режим сна и бодрствования, режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания), время пребывания на воздухе в течение дня, продолжительность и кратность сна; продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома, свободное время. Последнее включает возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

 1. Налаживаем режим сна и бодрствования. Необходимо постепенно приучать ребенка засыпать раньше. Ежедневно сдвигайте график отхода ко сну и подъема на 15 минут.  Это поможет ему как легче заснуть, так и легче проснуться. Подберите любимую и спокойную мелодию для установки в качестве будильника - так у него не будет возникать стрессовой реакции на пробуждение.

 Не разрешайте маленькому школьнику засиживаться за компьютером и перед экраном телевизора, лучше пусть погуляет на улице: свежий воздух улучшит ночной сон.  

 Обеспечьте ребенку условия для полноценного ночного сна: удобная кровать, лучше с ортопедическим матрацем, хорошо проветренная комната, минимум эмоциональных нагрузок на ночь. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и должна составлять: в 7-10 лет - 11-10 ч,   в 11-14 лет - 10-9 ч,   в 15-17 лет - 9-8 ч.  Раннее начало занятий в первую смену (8.30 , 8.00) может провоцировать недосыпание и утомляемость, но со временем ребенок вольется в новый график.

 2. Правильно организовываем свободное время.

Постарайтесь по - максимуму использовать время после школы для укрепления организма ребенка: пусть бегает, играет в спортивные игры, общается с друзьями, равномерно чередуя подвижные игры и выполнение домашнего задания. Возможно,  Ваш ребенок посещает дополнительные занятия. Здесь важно избежать перегрузок.

 Требования к дополнительному образованию детей устанавливаются положениями:

  • санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»,
  • санитарных правил СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. «Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»,
  • Приказа Минобрнауки России от 13.09.2013 N 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов».

Расписание дополнительных занятий  составляется  с учетом того, что такие занятия представляют собой дополнительную нагрузку к обязательной учебной работе в школе. Поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

при зачислении каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю,

посещение ребенком занятий более чем в 2 секций, студий не рекомендуется,

рекомендуется совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля,

  • - частота посещения занятий одного профиля -не более 2 раз в неделю,
  • - должен быть предусмотренперерыв для отдыха продолжительностью не менее часа между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением учреждения дополнительного образования
  • - начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно бытьне ранее 8.00 ч, а их окончание -не позднее 20.00 ч.
  • - занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводитьсяв любой день недели, включая воскресные и каникулы.
  • - продолжительность занятий в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа.
  • - для отдыха детей и проветривания помещений после 30 - 45 мин. занятий необходимоустраивать перерывдлительностью не менее 10 мин.
  • -при наличии двух смен занятий,в середине дня необходимо устраивать 1 - 2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.
  • Если занятия проводятсяс использованием компьютерной техникинеобходимо соблюдать гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам (далее- ПЭВМ):
  • - ПЭВМ должны соответствовать требованиям санитарных правил
  • - эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих,
  • - естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток,
  • - рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева,
  • - при размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

Какой бы кружок или секцию Вы не выбрали для своего чада, помните, что необходимо прислушиваться к его мнению и желаниям. Возможно нелюбимое занятие будет только усугублять стресс.

 3. Особое внимание уделите питанию ребенка. Ребенок должен получать полноценный завтрак. Отказывающиеся от утреннего приема пищи школьники быстро утомляются, у них снижается внимание и работоспособность. Поэтому постарайтесь заинтересовать свое чадо любимым блюдом. Помните, что пища должна быть разнообразной: в рацион необходимо включать продукты, богатые белком и микроэлементами. Предложите своему ребенку на завтрак творог с сухофруктами и орехами, молочные продукты, каши.

 Не отказывайтесь от горячего питания в школе. Это предотвратит появление гастритов и других проблем с желудочно-кишечным трактом.

 Ребенок должен поужинать за 1,5-2 часа до сна, преимущество отдайте легким блюдам.

 4. Готовимся к занятиям. 

 Чтобы избежать проблем в учебе, заранее повторите с ребенком пройденный материал, позанимайтесь по предметам, которые сложно ему даются, обсудите прочитанную за лето литературу. И вообще, помогите ему первое время с уроками, чтобы он смог лучше сконцентрироваться и распределить своё время. Конечно, самостоятельность - ценное качество, но помочь можно и простым вниманием, например, предложить удобнее сесть за стол, организовать свое рабочее пространство, напомнить, что есть еще не выполненные задания.  Так ребенок будет быстрее привыкать к новому распорядку дня.

 Договоритесь с ребенком о совместном составлении его режима дня, о включении в него обязательных занятий и предоставлении ему свободного времени. Составьте распорядок дня на красивом бланке - для младших школьников это может превратиться в интересную игру. Соблюдение режима дня приведет к возникновению у них достаточно прочных условных рефлексов на время: организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности.

 Беседуйте с ребенком о затруднениях, с которыми он сталкивается, ребенок должен быть уверен в Вашей поддержке. Покажите пример организации дня на собственном примере.

 Задача родителей помочь своим детям составить и контролировать режим труда и отдыха, от этого будет зависеть не только физическое здоровье ребенка, но и его психологическое благополучие.









Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word