«Стрессовые игрушки»

На протяжении всего развития человеческого общества для детей изготавливали игрушки- фигурки людей, животных, птиц, машинки, домики и прочее. В России традиционные игрушки были изготовлены из дерева, глины, тканей. Детям необходимы игрушки, ведь игровая деятельность представляет собой процесс познания окружающего мира, моделирование стереотипов поведения и жизненных ситуаций. Вспомним, какие игрушки представлены сейчас на полках детских магазинов?   Наряду с традиционными пупсами, куклами, машинками и зверушками выставлен огромный ассортимент всевозможных роботов, монстров, драконов. В итоге,  единственной формой игры с подобными экземплярами становится прямая агрессия, пропагандируемая в современных сюжетах мультфильмов и фильмов для детей. И зачастую изменение психологического комфорта  ребенка связано с наличием именно таких игрушек.

Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит, поэтому родителям и педагогам стоит быть внимательнее к первым признакам стресса и депрессии у детей.

  • Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых: снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения, повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева, нарушения сна (обычно ребенок боится засыпать один или без света), беспричинные страхи, невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), которые под действием стрессовой ситуации могут усилиться.
  • Спокойный ранее ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением - может драться, отбирать у других детей игрушки, или, наоборот, плачет чаще обычного и без видимых причин.
  • Некоторые дети могут отказываться от еды, или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д.
  • Детское воровство иногда тоже является результом стресса.

При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма, перестают выделяться в достаточном количестве гормоны стресса- адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации: это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности, потеря достижений в учебе,  спорте.

Помните, что определить наличие стрессового состояния может только специалист,  он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Обычно,  первое, что порекомендует врач, устранить источник стресса, что в большинстве случаев это дает положительные результаты.

Работу над здоровьем будущего поколения необходимо проводить не только родителям, воспитателям, педагогам, решение вопроса требует его рассмотрения на самых высоких уровнях. Законодатель не стоит на месте.  Уже действует "ТР ТС 008/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности игрушек", который предъявляет требования гигиенической безопасности к детским игрушкам и в который планируется ввести новый вид экспертизы - псохолого-педагогическую.

Ведь отрасль детских товаров является инструментом воспитания, формирования физического и психического здоровья детей: последствия влияния игрушек на детскую психику могут быть непредсказуемыми, а отсутствие профессиональной экспертной оценки и бесконтрольное производство мультижанровых игрушек может негативно повлиять на формирование личности ребенка.  В связи с чем,  осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек и других товаров для детей, учитывающей не только эстетические свойства игрушек, но и возможности их психологического воздействия на формирование личности ребенка, очень актуальна.

 В настоящее время Минпромторгом России  уже предложены изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011). Проект Решения Совета ЕЭК "Изменения N 2, вносимые в технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011)" (Извлечение из проекта документа) подготовлен с учетом обращений граждан, депутатов, средств массовой информации, педагогов и психологов по вопросам установления ограничений реализации и производства игрушек, наносящих вредное воздействие на психическое здоровье детей.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек», действующий в настоящее время, включает требования к материалам игрушек, токсиколого-гигиеническим и микробиологическим показателям, физическим и мехническим, химическим и электрическим свойствам, радиационной безопасности. Проведение психолого-педагогической экспертизы станет дополнением при прохождении процедуры соответствия.

Такая экспертиза будет определять наличие или отсутствие риска, влияющего на нравственно-эмоциональное благополучие детей, в части:

  • провоцирования ребенка на агрессивные действия;
  • вызывания у ребенка проявления жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
  • провоцирования игровых сюжетов, связанных с безнравственностью и насилием;
  • вызывания нездорового интереса к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;
  • провоцирования ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей;
  • вызывания развития интереса к азартным играм взрослых, способствующего развитию игромании (патологическое увлечение азартными играми).

Предполагается, что включение в технический регламент нормы об установлении соответствия детских товаров критериям психолого-педагогической безопасности станет решением вопроса ограничения производства и реализации игрушек, оказывающих негативное влияние на здоровье и развитие детей.

Берегите своих детей, с пониманием относитесь к выбору игрушек, проводите больше времени на природе со своим ребенком






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word