Осуществление мер по снижению масштабов потребления табачной продукции и профилактики курения табака

Лечение потребления табака и табачной зависимости предусматривается статьей 14 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) в качестве основного элемента всеобъемлющей стратегии борьбы против табака. ВОЗ рекомендует осуществлять лечение табачной зависимости в рамках всеобъемлющего комплекса важнейших услуг по профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ) и борьбе с ними, оказываемых в соответствии с Глобальным планом действий ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними (2013-2020 годы).

Меры политики по борьбе против табака, ведущие к сокращению спроса на табак и охваченные другими статьями РКБТ ВОЗ, способствуют прекращению употребления табака, побуждая к отказу от употребления табака и создавая благоприятную среду для осуществления мер в поддержку прекращения употребления табака. Осуществление мер по прекращению употребления табака и лечению табачной зависимости в сочетании с такими мерами политики будет иметь синергический эффект и, таким образом, обеспечит максимальное воздействие на здоровье населения.

По данным мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, предусмотренных Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", потребление табака в Российской Федерации ежегодно снижается. Население Российской Федерации существенно меньше подвергается воздействию вторичного дыма в разных общественных учреждениях по сравнению с десятилетием тому назад.

Данные мониторинга свидетельствуют о том, что жители Российской Федерации достаточно информированы о вреде потребления табака (большинство курящих респондентов (76 процентов) считает, что курение наносит вред их здоровью).

Благодаря снижению спроса на табачную продукцию в связи с проведением законодательных антитабачных мер объем производства табачной продукции начиная с 2013 года снижается (по сравнению с 2010 годом производство сигарет и папирос в России в 2018 году снизилось на 147,4 млрд. штук или на 36,5 процента).

По данным Федеральной службы государственной статистики, продажа сигарет на душу населения снизилась с 2,5 тыс. штук в год на человека в 2012 году до 1,6 тыс. штук в год на человека в 2018 году.

Указанные данные свидетельствуют о том, что в обществе достаточно прочно укрепилась необходимость соблюдения установленных антитабачным законодательством правил поведения, а также о том, что в целом антитабачное законодательство работает эффективно.

Однако показатели распространенности курения в России все еще остаются высокими, что говорит о необходимости принятия решительных межсекторальных мер, направленных на сокращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции. Для сравнения, в странах Европейского союза, по данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность курения составила в среднем 24 процента.

Распространение жевательного и нюхательного табака создает и поддерживает никотиновую зависимость. По данным мониторинга, в настоящее время процент лиц, потребляющих некурительный табак, составляет 0,9 процента среди постоянных курильщиков, потребляющих табак ежедневно.

 

Более того, распространение получают новые виды курительных табачных изделий, потребляемых с помощью специально разработанной курительной принадлежности - устройства для нагревания табака, а также иной никотинсодержащей продукции.

Такая продукция приобрела популярность, особенно среди молодежи, в том числе ранее не потреблявшей табачные изделия и иную никотинсодержащую продукцию. Так, по данным мониторинга, в настоящее время происходит рост потребления такого вида никотинсодержащей продукции, как электронные системы доставки никотина, в том числе среди детей и подростков. Распространенность потребления такого вида никотинсодержащей продукции среди лиц 18 - 24 лет составляет 19,1 процента, что более чем в 10 раз выше, чем во всех остальных возрастных группах.

Развитие производства и распространение табачных изделий и иной никотинсодержащей продукции противоречит национальным целям в области здорового образа жизни, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Исследования показывают, что экономические преимущества от снижения потребления табака и последующего снижения заболеваемости и смертности от болезней, ассоциированных с его потреблением, существенно превосходят любые потенциальные налоговые или иные поступления от реализации табачной продукции. Такие преимущества заключаются в снижении затрат на выявление и лечение заболеваний, вызванных потреблением табака, увеличении трудоспособного возраста и продолжительности здорового периода жизни граждан, уменьшении количества дней, проведенных на больничном, и социальных выплат в связи с инвалидностью или потерей кормильца.

Согласно Распоряжения Правительства РФ от 18 ноября 2019 г. № 2732-р «О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в РФ на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу», а также прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, который разработан Министерством экономического развития Российской Федерации, акцент государственной демографической политики на формирование здорового образа жизни, осуществление мер по снижению масштабов потребления табачной продукции и профилактику курения табака позволит значительно сократить показатели смертности среди населения РФ.

 






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word