«Антитабачные» меры в действии


Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления  табака» направлен на соблюдение статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации, согласно которым, каждый человек имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Данным Федеральным законом определены места, в которых запрещается   розничная  продажа  табачной  продукции, а именно:

1) на  территориях и  в  помещениях, предназначенных  для оказания образовательных  услуг, услуг учреждениями  культуры, органов  по  делам молодежи, услуг  в  области  культуры  и  спорта, медицинских, реабилитационных  и  санаторно-курортных  услуг, на  всех  видах общественного  транспорта, в  помещениях, занятых  органами государственной  власти, органами  местного  самоуправления;

2) на  расстоянии  менее  чем  сто  метров по  прямой  линии   без учета искусственных и естественных преград   от  ближайшей  точки, граничащей  с территорией, предназначенной  для  оказания  образовательных  услуг;

3) на  территориях  и  в  помещениях  (за  исключением  магазинов  беспошлинной  торговли) железнодорожных  вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских, речных  портов, на  станциях  метрополитенов, предназначенных  для  оказания  услуг по  перевозкам  пассажиров, в  помещениях, предназначенных  для предоставления  жилищных  услуг, гостиничных  услуг, услуг  по  временному  размещению и (или) обеспечению  временного  проживания.

Запрещается  продажа  табачной  продукции  несовершеннолетним  и   несовершеннолетними. В  случае  возникновения  у  лица, осуществляющего  отпуск  табачной  продукции (продавца) сомнения  в  достижении  лицом, приобретающим  табачную  продукцию (покупателя), совершеннолетия, продавец  обязан  потребовать  документ, удостоверяющий  его  личность и  позволяющий  установить  возраст  покупателя. Если данный  документ не представлен, то продавец  должен отказать  покупателю в  продаже  табачной  продукции.  

Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции  в торговом объекте.  Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.

В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями Технического  регламента таможенного  союза  «Технический  регламент  на  табачную  продукцию» ТР  ТС 035/2014. Кроме  этого  на  потребительскую  упаковку   наносятся специальные  акцизные  марки, исключающие возможность их  подделки и  повторного  использования.  

Существуют определенные требования  к  знаку о  запрете  курения ,  регламентированные  Приказом  от  12  мая  2014г.  № 214 -н Министерства здравоохранения  Российской  Федерации  «Требования  к  знаку  о  запрете  курения  и  к  порядку  его  размещения».   Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах. Дополнительный знак о запрете курения размещается по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, на территориях и в помещениях, используемых для осуществления деятельности, в том числе:

а) на двери номера или в номере (для помещений, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания); 

б) возле барной стойки, в залах, включая банкетные залы, кабины и кабинеты (для помещений, предназначенных для предоставления услуг торговли, общественного питания, помещений рынков);

в) в тамбуре (для поездов);

г) в салоне (для воздушных судов).

Специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий  по предписаниям (поручениям) Территориальных отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Саратовской области  проводятся измерения расстояния  между  предприятиями торговли, реализующими табачную продукцию и учреждениями, оказывающими  образовательные  услуги, детскими  дошкольными  учреждениями.

Измерения фактического расстояния проводятся в соответствии с Рабочей инструкцией по проведению санитарно-эпидемиологических измерений Органа инспекции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области»: от ближайшей точки  предприятия  торговли, граничащей с территорией  учреждения, оказывающего  образовательные  услуги,  по прямой линии без учета искусственных и естественных преград. Измерения проводятся  лазерным дальномером, данный прибор прошел поверку в установленном порядке.

За 9 месяцев 2018г. проведены измерения фактического расстояния от 15 объектов торговли,осуществляющих розничную продажу табачных изделий, до территорий предприятий, предназначенных  для оказания образовательных  услуг. Из них в одиннадцати случаях фактическое расстояние составило менее 100м, что противоречит требованиям Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Результаты измерений переданы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Саратовской области для привлечения лиц, нарушивших законодательство, к административной ответственности.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word