О мерах по охране здоровья граждан от воздействия табака


По данным ВОЗ Российская Федерация находится «в топе» стран с высоким распространением табакокурения. От причин, связанных с табакокурением, в России каждый год умирает до полумиллиона человек.

Принимаемые меры по реализации законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, в том числе  организация зон, свободных от табачного дыма, гарантирующих обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду, выделение специальных мест для курения, запрет курения в организациях общественного питания и торговли, образовательных и медицинских учреждениях, учреждениях культуры и спорта, общественном транспорте и детских площадках, позволяют снизить уровень потребления табака и вносят весомый вклад в снижение смертности от заболеваний, обусловленных потреблением табака (заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни легких, онкологические заболевания).

Кроме того по последним данным курение влияет не только на смертность населения трудоспособного возраста, но и на формирование ещё не родившихся детей.

Интоксикация табаком в настоящее время - одна из ведущих устранимых причин смерти для современного человека. Именно поэтому меры по снижению распространения табакокурения признаны по критериям эффективности наиболее перспективным направлением профилактики, как хронических неинфекционных заболеваний, так и снижения смертности и увеличения продолжительности жизни.

В Российской Федерации принятый Федеральный Закон от 23 февраля 2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»  регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии со ст. 4. № 15-ФЗ основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.


1 июля 2018 года вступили в силу изменения статьи 18 Федерального закона от 23.02.2016 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»:


- с 1 июля 2018 года вступает в силу часть 2 ст. 18:

2. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

- с 1 июля 2018 года вступает в силу часть 4 ст. 18:

4. Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Проверку подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок проводят уполномоченные органы визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Одним из основных направлений  деятельности Роспотребнадзора является реализация мер, направленных на снижение алкоголизации и табакокурения населения в рамках Концепциии демографической политики Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 решение задач по укреплению здоровья населения включает также разработку мер, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками.

Согласно ст. 19 части 7 п. 2 Федерального Закона от 23 февраля 2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях, на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее 100 метров от границ территорий образовательных организаций.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» совместно с Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области» принимает участие в процессе приведения в соответствие предприятий торговли требованиям федерального законодательства.

В адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» продолжают поступать обращения граждан на реализацию табачных изделий в непосредственной близости от образовательных учреждений.

За 1 полугодие 2018 года в наш адрес поступило и рассмотрено 13 подобных обращений от граждан.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word