О реализации положений антитабачного законодательства


В концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года определены основные принципы охраны здоровья населения и основная ключевая цель - стимулирование здорового поведения населения и создание условий для здорового образа жизни. Важность и актуальность этой проблемы связаны с наличием негативных показателей в состоянии здоровья населения: снижается продолжительность жизни, остаются высокими показатели общей смертности и связанная с ними естественная убыль населения.

Успешное выполнение обязанностей граждан по заботе и сохранению своего здоровья возможно лишь при определённом уровне знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья при достижении определенного уровня санитарной культуры в обществе, что должно обеспечиваться путём проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о фактах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, в том числе, отрицательному отношению к табакокурению, особенно в детском и  юношеском возрасте.

Курение очень распространено среди населения нашей страны, а наибольший вред, несомненно, грозит подрастающему поколению. Особенности размещения предприятий, реализующих табачную продукцию, необходимо учитывать предпринимателям, занимающимся реализацией табачной продукции.

Согласно ст. 19 части 7 п. 2 Федерального Закона от 23 февраля 2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях, на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее 100 метров от границ территорий образовательных организаций.

Какие же образовательные учреждения имеются ввиду?

К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, специальные, учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения дополнительного образования детей и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Поскольку, Федеральный Закон от 23 февраля 2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» устанавливает запрет на розничную продажу табачных изделий, в том числе на расстоянии 100 метров от границ территорий образовательных организаций, но не закрепляет порядок определения данного расстояния, возникают разногласия между предпринимателями и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», чьи специалисты проводят указанные измерения и оценку результатов измерений.

За период 2015 года заявлений от населения или от общественных организаций о размещении предприятий, реализующих табачную продукцию в непосредственной близости (ближе 100 метров) в наш адрес не поступало. В 2016 году поступило 10 заявлений, из них 72 % заявлений были обоснованными. Отмечались факты конфликтных ситуаций в связи с тем, что отдельными предпринимателями неправильно трактовалось понятие «расстояние», в то время как необходимо исходить из буквального толкования используемого в Законе термина "расстояние" как пространство между границей территории образовательной организации и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии). Таким образом, в целях ограничения доступности табачных изделий для несовершеннолетних законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии 100 метров от ближайшей точки границы территории образовательных организаций. Недопустимо проводить измерения расстояния от границ территорий образовательных организаций до торговых объектов, осуществляющих розничную продажу табачных изделий, с учетом искусственных и естественных преград, так как это противоречит п. 7 ст. 19 Закона об ограничении курения табака.

В 2017 году количество обращений увеличилось до 43 заявлений, в то время, как обоснованность их составила 68 %. За 1 квартал 2018 года аналогичных обращений - 5, из них только одно предприятие торговли, реализующее табачную продукцию было размещено в соответствии со ст. 19 частью 7 п. 2 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013г № 15-ФЗ.

С учётом вышеизложенного, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» предлагает предпринимателям, предполагающим заниматься реализацией табачной продукции, отнестись со всей серьёзностью к вопросу размещения своего предприятия, с целью устранения возможных в дальнейшем конфликтных ситуаций. Населению же предлагаем более активно информировать органы Роспотребнадзора Саратовской области, с целью определения правильности размещения вышеуказанных предприятий торговли, заботясь о здоровье нашего подрастающего поколения.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word