Реализация антитабачного законодательства в России

Первое, с чем сталкивается потенциальный потребитель табачных изделий, это - реклама табака, поэтому в  соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"(ч.3 ст.16) при демонстрации аудиовизуальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака. 

Социальная реклама должна быть показана непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы, при этом данная реклама в общий объем реклам не учитывается.

В аудиовизуальной продукции для детей запрещено демонстрировать курение и табачные изделия. Что принято понимать под аудиовизуальной продукцией для детей? В законодательстве определения нет, но тем не менее, это: компьютерные программы, мультфильмы, телепередачи, соответствующие нравственному, физическому, психическому и духовному развитию несовершеннолетних.

За неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака предусмотрена административная ответственность, которая возлагается на вещателя или организатора демонстрации.

«Анти-реклама» на пачках сигарет

Первоначально на каждую единицу потребительской тары курительных табачных изделий наносилась основная предупредительная надпись о вреде курения - "Курение убивает" и одна из предупредительных надписей о вреде курения:

"Курение вызывает инфаркты и инсульты";

"Курение вызывает сильную зависимость, не начинайте курить";

 "Курение - причина рака легких";

 "Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких";

 "Курение - причина хронической болезни легких";

 "Курение может стать причиной медленной и болезненной смерти";

 "Курение во время беременности причиняет вред Вашему ребенку";

 "Курение может являться причиной импотенции";

 "Защитите детей от табачного дыма";

 "Курение вызывает преждевременное старение кожи";

 "Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить";

 "Курение может вызвать бесплодие"

В настоящее время, широко используются графические изображения о вреде курения. Министерством здравоохранения РФ утверждено 12 графических изображений о вреде курения для размещения на упаковках табачных изделий. Так, на пачках размещаются шокирующие фотографии с надписями "Эмфизема", "Онкозаболевание", "Пародонтоз", "Страдание", "Самоуничтожение", "Ампутация", "Старение", "Мертворождение", "Недоношенность", "Зависимость", "Опасность", "Импотенция".

 Графические предупреждения могут убедить курильщиков в необходимости защищать здоровье некурящих путем сокращения курения в доме и отказа от курения в присутствии детей. Опросы и исследования, проведенные после введения практики нанесения графических предупреждений на упаковки свидетельствуют о том, что графические предупреждения значительно повышают осведомленность людей в отношении вредных последствий употребления табака.

 Сильнодействующая антитабачная реклама и графические предупреждения на упаковках, особенно предупреждения, содержащие рисунки, способствуют уменьшению числа начинающих курить и росту числа лиц, отказавшихся от этой привычки.

Запрет на курение в общественных местах согласно ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ установлен:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях

Напоминаем, Приказом Минздрава России от 12.05.2014 N 214н "Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения" установлены требования к знаку, который должен размещаться у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено. Знак о запрете курения выполняется в виде изображения определенной геометрической формы с использованием различных цветов, графических символов, на которые установлены четкие параметры.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word