Факторы производственной среды и трудового процесса на рабочих местах плавсостава

Одним из важнейших направлений социальной политики России является обеспечение оптимальных условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены работников различных отраслей.

Вопросы улучшения условий труда на водном транспорте РФ изучены достаточно слабо. Между тем,  на сегодняшний день условия труда работников водного транспорта не только не улучшаются, а стали еще более неблагоприятными в связи со значительным износом флота. Так, средний возраст морского судна РФ составляет 28 лет, возраст речных судов - 32-33 года. Работники плавсостава, находясь на борту судна, подвергаются вредным производственным факторам не только во время рабочей смены, но и во время отдыха, в связи со специфическими особенностями данной отрасли

В настоящее время, согласно порядку проведения специальной оценки условий труда,  классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов,  микроклимат производственной среды и трудового процесса классифицируется как вредный и (или) опасный фактор на рабочих местах, расположенных в закрытых производственных помещениях, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда). Как показывают исследования,  значительное отклонения температуры воздуха, а также скорости движения воздуха в рабочих помещениях плавсостава и в соответствии с энергозатратами организма на рабочем месте категория работ судоводителей приравнивается к категории работ IIa.

Для данной категории работ допустимые нормы температуры воздуха составляют в теплый период года 18-27 °С , в то время как  температура в рулевой рубке, камбузе, возле главных и вспомогательных дизель-генераторов варьировалась от 14 до 30 °С .

Источниками повышенного шума и вибрации на судне являются главный двигатель, дизель-генераторы, двигательно-рулевой комплекс, система вентиляции. На водном транспорте установлены мощные промышленные двигатели, которые являются источником широкополосного шума. Измерения виброакустических факторов на судах показали, что уровень вибрации соответствует нормативным требованиям, а по уровню шума наблюдаются значительные превышения. Длительное воздействие виброакустических факторов на организм человека ведет к снижению остроты слуха и зрения, повышению кровяного давления, нарушениям сердечно-сосудистой системы, патологическим изменениям в суставах, а также оказывает влияние на нервную систему. Ситуация усугубляется техническим износом судов и сокращением численности экипажей.

Фактическая освещенность на рабочих местах плавсостава соответствует нормативным требованиям , но в них не учитывается плохая видимость во время несения вахты в вечерние и ночные часы. Не всегда с помощью прожекторов и локаторов можно четко увидеть помехи на судовом ходу, в утренние часы на реке часто поднимается туман и видимость значительно снижается.

Воздействие электромагнитных полей на судоводителей происходит при работе с радиолокатором, радиодальномере и с радиостанцией.

Увеличение ПДК химический веществ  на рабочих местах работников судов  имеет место: при перевозке нефтепродуктов, газов и других химических веществ, а также при сжигании топлива в машинном отделении :азота оксида, углерода оксида акролеина, повышенная запыленность в кабинах портовых кранов при перегрузке пылящих навалочных грузов.

Для работников плавсостава характерны малоподвижные позы, а во время профилактики и ремонта они вынуждены работать с большими физическими нагрузками, что определяет вредные условия по фактору тяжесть трудового процесса. Длительное физическое напряжение приводит к развитию утомления, что проявляется снижением активности и работоспособности человека. Ограниченность пространства, ограниченность общения, монотонность труда, рутина, высокая степень ответственности, дефицит времени на обдумывание и принятие решений при прохождении сложных участков реки создают повышенную напряженность труда судоводителей. Работники водного транспорта должны обладать целым рядом качеств: устойчивостью внимания и умением распределять его одновременно на несколько объектов, способностью переключать внимание с одного объекта на другой, способностью быстро проанализировать несколько вариантов в сложных условиях работы, устойчивой психикой, интуицией, логикой. Также во время несения вахты им приходится перерабатывать большой объем информации, относящейся к вопросам безопасности плавания, обеспечивать все виды контроля за судном, экипажем и грузом. Все это способствует нервно-психическим перегрузкам. Труд судоводителя по своей напряженности относится к наивысшей категории сложности. Судоводитель обеспечивает безаварийную работу судна. В этой связи очень важно качество профессиональной подготовки, желательно с использованием современных тренажеров; в результате обучения судоводитель должен обладать навыками (т.е. умением, доведенным до автоматизма) по безопасности судоходства.

Согласно отраслевым нормам (Приказ Минздравсоцразвития России от 22.06.2009 N 357 (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»), работникам плавсостава должен выдаваться определенный перечень СИЗ и спецодежды, однако, не на всех судах предприятий водного транспорта требования отраслевых норм выполняются в полной мере.

Специфика условий деятельности в этой отрасли требует дальнейшего совершенствования в области системы управления охраной труда. Большое значение имеет регулярный медицинский осмотр, который направлен на отслеживание и профилактику профессиональных заболеваний работников водного транспорта. Осмотр и допуск к работе должны осуществлять специализированные медицинские учреждения, ориентированные на специфику условий труда работников водного транспорта. Необходимо также оснащение судов более современными средствами коллективной и индивидуальной защиты.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word