Подготовка к учебному году: выбираем школьную форму

Вторая половина августа, пожалуй, самая жаркая пора для школьников и их родителей, нужно успеть собрать минимальный «набор школьника»: книги, тетради, канцелярские принадлежности, ранцы, школьная форма. Сейчас под понятие «школьная форма» попадает не только форменная одинаковая одежда единого образца, но и строгая повседневная одежда. Так во что же одеть ребенка-школьника, на какие нормативы опираться и какими принципами руководствоваться, выбирая наряд для ученика?

 Требования к одежде детей и подростков, в том числе к школьной форме, устанавливаются положениями:

  • Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
  • Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Техническим регламентом Таможенного союза «Обезопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТРТС007/2011) (далее - Технический регламент)
  • санитарными правилами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека».

Роспотребнадзор на официальном сайте дает рекомендации гражданам по выбору школьной формы.

 В одних школах введены требования ношения детьми школьной формы единого образца, в других - обязанность иметь специальную форму носит рекомендательный характер. Специалисты считают школьную форму элементом воспитания, она способствует собранности, настраивает на учебный лад. Строгие костюмы, пиджаки требуют поддержания положения тела, формируют осанку. Важным фактором для развития ребенка будет являться и цвет самой формы: яркие цвета раздражают и утомляют, лучше отдать предпочтение приглушенным тонам.

 Будет ваш ребенок носить форму или обычную повседневную одежду, главное, чтобы она была удобной. Нельзя забывать о том, что тесная одежда может спровоцировать ряд заболеваний внутренних органов, дыхательной системы, поэтому приобретайте костюмы, брюки, платья именно необходимого размера.  Тесная одежда не даст ребенку нормально двигаться, будет стеснять движения.

Итак, принципы при выборе одежды для школьника:

Безопасность. Ребенок проводит в школьной одежде 5-6 часов, а с учетом продленного дня все 8-9 часов, поэтому текстильные материалы и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, а также нормам по гигроскопичности, воздухопроницаемости, электризуемости, содержанию свободного формальдегида и устойчивости окраски. Эти показатели регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

Соответствие погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении,

Обеспечение комфортного микроклимата пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав и др.),

Повышение температуры воздуха и интенсивная физическая работа увеличивают газообмен через кожу в несколько раз, и при содержании в пододежном пространстве более 0,07% углекислоты,  газообмен через кожу, а следовательно, и самочувствие ребенка ухудшаются. Поэтому школьная форма должна обеспечивать достаточную вентиляцию пододежного пространства, которая в приоритетном отношении зависит от материала, из которого сшита школьная форма.

 На показатели теплозащитности влияет гигроскопичность. С повышением влажности материалов снижается их тепловое сопротивление и увеличивается теплопроводность. К числу тканей, которые остаются незаменимыми при изготовлении определенных видов детской одежды с позиции гигиенических свойств относятся, прежде всего, хлопчатобумажные ткани, фланель, бумазея и другие.

 Несоответствие, используемой школьной формы ее функциональному назначению, снижение функционального назначения одежды 3-го слоя (пальто, куртки, плащи), на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно-климатических условий приводят к простудным заболеваниям. Снижение функционального назначения одежды 1-го (изделия, имеющие непосредственный контакт с кожей) и 2-го слоев (изделия, имеющие ограниченный контакт с кожей: платья, блузки, брюки, юбки, свитеры, джемперы, головные уборы) может обуславливать кожную заболеваемость.

Обеспечение хорошего самочувствия и работоспособности ребенка возможно не только путем выбора «правильной» одежды, обеспечивающей вентиляцию и гигроскопичность, но и одежды, отвечающей эстетической составляющей: ребенку должна нравиться его школьная одежда, иначе обеспечено развитие комплексов.

Обувь к школе- камень преткновения, не только для девочек, мечтающих о каблуках-«шпильках», но и для юношей, старательно нежелающих сменить полюбившиеся спортивные кроссовки на классические ботинки. Плоскостопие, нарушение походки, деформирование стоп и позвоночника, и как следствие, заболевания внутренних органов - вот результаты неправильно подобранной обуви. Обувь для ребенка должна отвечать требованиям:

1. натуральный материал, из него должна быть хотя бы внутренняя отделка обуви,

2. качество изделия и вес,

3. хорошая фиксация за счет шнуровки или «липучки» обеспечит правильное распределение нагрузки, защитит голеностопный сустав,

4. обувь должна быть с твердыми задниками и мягкими краями,

5. подошва не должна быть слишком жесткой и обеспечивать естественный перекат стопы,

6. профилактикой плоскостопия является выбор обуви на хороших супинаторах.

7. детская обувь не должна быть на плоской подошве, наличие небольшого каблука позволит верно распределить нагрузку на стопу (для школьников 8-12 лет каблук должен быть не более 2,5 сантиметров, для детей старше 12 лет - не более 3,5см),

8. размер обуви имеет большое значение, не следует покупать изделие «впритык», с узкими носами. Выбирайте туфли и ботинки вместе с ребенком, помните, запас размера должен быть 5-7 мм.

А туфли на высоком каблуке юным модницам лучше оставить для походов в театры, на выставки, дискотеки, и носить ее не более 1-2 часов в день.

Выбираем спортивный костюм для уроков физкультуры:

  • одежда должна быть из безопасных материалов,
  • гигроскопична,
  • удобна,
  • подобрана по размеру,
  • не должна стеснять движений.

Костюм лучше выбрать из хлопка в сочетании с синтетическими волокнами, которые обеспечат износостойкость. Лучше приобретать пару спортивных комплектов: один для занятий в зале, другой для тренировок на свежем воздухе. Если школьник практикует зимние виды спорта (лыжный спорт, фигурное катание, хоккей) - не лишним будет тонкий непромокаемый «зимний» спортивный костюм, который также пригодится в семейных походах на лыжах. Спортивная одежда, отвечающая требованиям безопасности, продается в зарекомендовавших себя специализированных магазинах.

Не забывайте про спортивную обувь, основными требованиями к которой являются прочность, наличие повторяющей форму стопы стельки, плотного задника. Предпочтение лучше отдать кроссовкам и кедам из натуральных материалов, а саму обувь приобретать в специализированных спортивных магазинах. Во время занятий спортом стопа должна быть фиксирована, поэтому во избежание травм не покупайте обувь «на вырост». 

Уважаемые родители помните, что наряду с материально-техническим состоянием образовательных учреждений и организацией питания, существенную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся играет их одежда, поэтому со всей серьезностью отнеситесь к приобретению школьной формы.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Актуальные темы