Использование технических средств обучения в современной школе. Интерактивная доска

В современной школе трудно представить образовательный процесс без технических средств обучения, к которым относятся компьютерные моноблоки, букридеры, проекторы, интерактивные доски и прочее оборудование. Но технические средства обучения оптимизируют учебный процесс только в том случае, если обеспечено их рациональное использование.

В данной статье разберем аспекты рационального использования интерактивной доски в учебном процессе.

Использование интерактивной доски при прохождении нового учебного материала позволяет представить ученикам наглядную информацию по изучаемому материалу, схематично изобразить наиболее сложные моменты изучаемой темы, например, физические явления или химические процессы, а также фотографии и карты стран и материков.  Это облегчает понимание и усвоение темы, особенно для детей с преимущественно зрительной памятью. К тому же, представление сложных процессов в виде схем или графических изображений позволяет значительно сократить время для объяснения новой темы. «Разбавление» лекционного материала презентациями позволяет снять монотонность урока, переключить внимание школьника, это способствует повышению мозговой деятельности ребенка. Современные дети, уже с первого класса неплохо владеющие компьютерной техникой, сами с удовольствием делают доклады с мультимедийным сопровождением, и учебный процесс из рутины превращается в занимательную работу. Также преимуществом использования  технических средств обучения является возможность быстрой корректировки материала и сохранение его на электронном носителе. То есть всегда есть возможность донести информацию до школьника, даже если он отсутствовал во время объяснения материала, например, из-за болезни. Школьник может получить лекцию по электронной почте.

Требования к рациональному использованию технических средств обучения устанавливаются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Так согласно п. 5.7. указанных санитарных правил,  допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям.

Технические требования к интерактивному аппаратно-программному комплексу для общеобразовательных учреждений установлены  приказом Рособразования от 22.02.2008 N 132 "О реализации мероприятий в области образования "Оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием" в 2008 году по направлению  и "Централизованная закупка учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений" приоритетного национального проекта "Образование".

Интерактивная доска должна представлять конструктивно единое целостное устройство (диагональ активной поверхности не менее 1900 мм, размер активной поверхности не менее 1560 х 1100 мм., аппаратное (реальное) разрешение - не ниже 4000 х  4000 точек). Доска не должна иметь выступающих (более 5 мм) частей (блоков, модулей) относительно фронтальной плоскости рабочей поверхности. 

Активная поверхность должна быть твердой, износостойкой, антивандальной, матовой, антибликовой. Доска должна сохранять работоспособность при частичном повреждении активной поверхности. Условиями эксплуатации должна быть предусмотрена возможность использования традиционных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль и прочее.

Доска должна быть предназначена для преподавания различных предметных областей, учащихся с различными физиологическими особенностями ("левша", "правша").

Программное обеспечение интерактивной доски должно быть на русском языке, позволять работать на открытых приложениях (например, делать надписи на схемах изображениях, вносить изменения в тексты) с последующим сохранением в различных форматах.

Тем не менее, при всех плюсах, у интерактивных досок есть недостаток - их гладкая поверхность создает блики, что ухудшает условия рассматривания размещаемой на ней информации. К тому же, все электронные средства обучения увеличивают зрительную нагрузку, которая расценивается как фактор риска ухудшения зрения. Именно поэтому необходимо соблюдение правильной эксплуатации оборудования, для обеспечения безопасности здоровья школьников.

Согласно требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала (ВДТ), на уроке не должна превышать:

- для обучающихся в I - IV классах - 15 минут;

- для обучающихся в V - VII классах - 20 минут;

- для обучающихся в VIII - IX классах - 25 минут;

- для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.

Размещать  интерактивную доску следует так же, как и обычную: высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90 см, обеспечивая равномерное освещение. Если используется проектор, то необходимо исключить попадание его луча в глаза учащимся. Когда доска не используется, ее необходимо отключать. А для профилактики утомления глаз учебный процесс должен чередовать различные виды деятельности (работа с интерактивной доской, затем чтение или письмо), включая гимнастику для глаз.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - предъявляются требования к освещенности - на столах обучающихся искусственная освещенность должна быть не ниже 300 лк.

На сегодняшний день растет число учебных заведений, которые используют интерактивные доски с целью оптимизации учебного процесса, и как следствие, повышения  качества знаний  учащихся. Причиной такой популярности являются не только новые технологии, заменяющие обычную школьную доску, но и возможность использования такой доски на всех ступенях школьного обучения, удобство в донесении информации и мобильность в использовании лекционного материала.

Таким образом, при использовании современных технических средств обучения, на первый план выходит соблюдение гигиенических требований, установленных санитарными правилами, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Актуальные темы