К сведению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: законодательные основы разрешительной деятельности

Аккредитация, лицензирование, государственная сертификация, государственная аттестация, государственная регистрация ‎ - все это разрешительная деятельность, государственные услуги или государственные функции, ставшие уже привычными в нашей жизни.  Роспотребнадзор, являясь органом государственной власти Российской Федерации, также наделен полномочиями по оказанию государственных услуг, носящих характер разрешительных: лицензии, государственная регистрациям отдельных видов продукции.  А свои проверки сопровождает  лабораторными исследованиями и экспертизами,  выполненными учреждениями, аккредитованными в установленном порядке.

Порядок осуществления разрешительной деятельности регламентирован либо административными регламентами, либо Положениями, утвержденными Постановлениями Правительства РФ, т.е. подзаконными актами. На сегодняшний день возникла потребность основам разрешительной деятельности  придать форму закона.

Так, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ‎от 17 января 2017 г. № ДМ-П17-182 (пункт 5), данным во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 6 января 2017 г. № Пр-31 Минэкономразвития России в июле 2017 года подготовлен проект федерального закона «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации» (далее - законопроект).

Предлагаемый Федеральный закон относится как к вопросам установления правовых основ единого рынка (пункт «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации), так и к вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения общественной безопасности, административного законодательства (пункты «б» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Понятие «разрешительная деятельность» нашло нормативное закрепление в проекте закона.  Это совокупность действий разрешительного органа по оценке соответствия разрешительным требованиям, предоставлению разрешений, признанию в установленных федеральными законами и международными договорами случаях,  выданных уполномоченными органами иностранных государств разрешений, переоформлению разрешений, продлению срока действия разрешений, формированию и ведению реестра разрешений, осуществлению разрешительного контроля, подтверждению компетентности обладателя разрешения, приостановлению, возобновлению и прекращению действия разрешений, и в целом закрепляется относящийся к разрешительной деятельности терминологический аппарат, устанавливаются принципы разрешительной деятельности, ее формы (разрешительные режимы) и механизмы.

Также проектом даются определения понятиям «разрешительная запись", "разрешительный документ", "разрешительный контроль",  а также устанавливаются принципы разрешительной деятельности, разрешительные режимы и механизмы; закрепляется перечень запретов для разрешительных органов, их должностных лиц при осуществлении разрешительной деятельности.

Основные формы разрешительной деятельности (аккредитация, лицензирование, государственная сертификация, государственная аттестация, государственная регистрация и т.д.) устанавливаются законопроектом.

Если проект будет принят, то «разрешительным» организациям будет запрещено следующее:

- оценивать соблюдение соискателем разрешения или обладателем разрешения разрешительных требований, если их оценка не отнесена ‎к компетенции соответствующего разрешительного органа;

- оценивать соблюдение разрешительных требований, ‎не опубликованных в установленном законодательством РФ порядке и не размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- требовать от соискателя разрешения или обладателя разрешения представления документов, информации, проб (образцов) продукции, материалов, веществ, если это не предусмотрено законодательством ‎РФ;

- отбирать при оценке соответствия начальным разрешительным требованиям пробы (образцы) продукции, материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний), измерений без оформления протоколов об отборе указанных проб (образцов) по установленной форме ‎и в количестве, превышающем нормы, установленные разрешительными требованиями;

- распространять информацию, полученную в процессе разрешительной деятельности и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законодательством РФ тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- взимать в рамках разрешительной процедуры плату, ‎не предусмотренную законодательством РФ;

В законопроекте отмечается, что все неустранимые противоречия и неясности нормативных правовых актов, регулирующих разрешительную деятельность, толкуются в пользу соискателя разрешения, обладателя разрешения (за исключением случаев предоставления или продления разрешений на деятельность или действия, непосредственно связанные ‎с угрозой жизни и здоровью граждан, безопасности государства, в случаях установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ);

 В проекте регламентируются требования к порядку предоставления разрешений, к содержанию разрешений, уведомлению соискателя разрешения, обладателя разрешения, выдаче дубликата разрешений, оценке соответствия деятельности и действий обладателей разрешений функциональным разрешительным требованиям, приостановлению и прекращению разрешений.

Проект включает также положения о деятельности, осуществляемой в уведомительном порядке, имея в виду что получение разрешения на осуществление этой деятельности не требуется, но наличие уведомления позволяет уполномоченным органам осуществлять контроль ‎за соблюдением при осуществлении этой деятельности обязательных требований, приостанавливать и прекращать ее в случае несоответствия им.

Вступление проекта в силу предполагается с 1 января 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу, при этом предусматривается, что предоставленные до этого срока разрешения на объекты разрешительной деятельности продолжают действовать и после вступления его в силу







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word